Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК ВИД НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Протодьяконова С.С. 1 Николаева Л.В. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
1. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2000.
2.Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2010.

Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, также у ребенка формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие изобразительные способности, моторика, глазомер, пространственное мышление.

В лепке ребенок не просто рассматривает предмет, он осязает его своими руками со всех сторон. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Лепку можно классифицировать по материалу: из глины, пластилина, соленого теста, снега, песка и др. Каждая из них имеет свои особенности.

Одним из видов работы с пластилином является пластилинография.

Занятия с использованием данной техники имеют огромную ценность для развития и обучения детей. Деятельность по созданию работ в технике пластилинографии способствуют:

– развитию мелкой моторики рук, а именно укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся согласованными, что служит подготовкой для освоения такого сложного навыка, как письмо;

– развитию психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, воображение); развитию творческих способностей.

Техника доступна детям любого возраста. Она позволяет быстро достичь желаемого результата, делает творчество детей интересным и увлекательным. Техника универсальна, но сюжеты и сложность картинок должны соответствовать уровню развития ребенка. Сначала это могут быть отдельные предметные картинки на цветном фоне, затем более сложные сюжетные картины.

Пластилинография или рисование пластилином – это относительно новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду. Как понятно из названия, основным материалом в пластинографии становится пластилин, который наносится на горизонтальное плотное основание – картон, стекло, пластик или плотную бумагу. Можно также создавать картины в смешанной технике, дополняя рисунки из пластилина на бумаге бисером, пайетками, природными материалами и графическими рисунками. Обычно пластилинография детям очень нравится и становится для малышей самым любимым занятиям. Причин этому много: во-первых, рисунки пластилином на картоне создавать очень просто, во-вторых, пластилинография помогает снять мышечное и нервное напряжение, в-третьих, картины из пластилина легко поддаются корректировке – если что-то не вышло, то эту часть можно просто снять стеком и переделать.

Для рисования пластилином понадобятся следующие материалы:

- картон или плотная бумага;

- деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина;

- емкость с водой для смачивания рук;

- набор разноцветного пластилина;

- влажные салфетки для рук;

- набор стеков разной формы.

Создание поделки в технике пластилинография состоит из следующих операций:

1. Выбираем рисунок-основу для создания картины из пластилина. Для самых маленьких художников начать рисование пластилином лучше всего с радуги. Переносим эскиз понравившегося изображения на картон, обращая внимание на то, на каком фоне будет лучше смотреться выбранная картинка: белом или цветном.

2. Отделяем от брусков пластилина небольшие кусочки и наносим их на основу в соответствии с задумкой. При этом используем различные приемы лепки:

- раскатывание – кусочек пластилина, находящийся между ладонями или ладонью и доской, раскатывается при помощи прямолинейных движений кистей, приобретая при этом цилиндрическую форму;

- скатывание – кусочек пластилина приобретает шарообразную форму при помощи кругообразных движений кистей;

- заглаживание – используется для создания плоских и гладких поверхностей;

- сплющивание – сдавливание шарика из пластилина в лепешку;

- прищипывание;

- оттягивание.

При обучении детей пластилинографии в ДОУ воспитателю не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать и не отбить желание заниматься подобным творчеством. Поскольку работа с пластилином требует много времени, в середине занятия проводят физкультурную разминку. После того, как дети овладеют основными приемами пластилинографии, можно переходить к более сложным и даже коллективным картинам.


Библиографическая ссылка

Протодьяконова С.С., Николаева Л.В. ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК ВИД НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15967 (дата обращения: 09.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674