Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Васильева Д.В. 1 Попова Л.В. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
1. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М.: Педагогика, 1998.
2. Майорова Л.Т., Лопина Н.Г. Закономерности развития координационных способностей у детей 4-7 лет // Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья дошкольников. / под ред. В.И. Усакова. – Красноярск, 1996г. – C. 37-40.
3. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду – М.: Просвещение, 1981.

Дошкольный возраст характеризуется активным, неравномерным и равномерным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организма. Вопрос о взаимодействии музыки и движения неоднократно раскрывался в педагогической и психологической литературе. Говоря о большом значении музыки в развитии движений, известный педагог Н. А. Ветлугина отмечает тесную взаимосвязь между музыкой и движением при одновременном их исполнении. Они объединяются поэтическим содержанием. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движения, сопутствующие музыке, выражают именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание [4].

Музыкально-ритмические движения – это вид музыкальной деятельности детей, активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

До настоящего времени координация движений у детей дошкольного возраста в основном определялась при выполнении основных видов движений и, таким образом, находилась в тесной взаимозависимости от степени усвоения техники движений. Изучением координации в специально подобранных двигательных заданиях занимались В.С. Фарфель и его сотрудники В.П. Назаров, А.И. Козлов, А.П. Виноградова и др.

Анализируя положительные стороны танцевальных упражнений, которые оказывают оздоровительное, обучающее, воспитательное воздействие, мы предположили, что такие важные для дошкольника качества, как координационные способности, возможно развивать с помощью деятельности не только полезной, но и интересной для ребёнка.

Ритмическая музыка, сопровождающая выполнение танцевальных упражнений, может способствовать настройке организма на определенный темп работы, повышает его работоспособность, отделяет наступление утомления, помогает бороться с влиянием однообразия, ускоряет протекание восстановительных процессов. Танцы дают возможность значительно улучшить координацию движений, развить и поддержать волевую и эмоциональную составляющую ребенка, а также помогают улучшить эластичность, пластичность и гибкость мышц, возможность ориентироваться в пространстве и просто укрепляют здоровье ребенка.

Правильный подбор музыкального сопровождения не только улучшает качество движений, но и придает им особую выразительность, поэтому музыка, сопровождающая выполнение танцевальных упражнений должна положительно влиять на эмоциональное состояние детей, развитие координации движений, слуха, музыкальной памяти. Выбор музыки определяется характером каждого упражнения, а также уровнем эстетической подготовленности ребенка [3].

Таким образом, развитие координации движения у детей имеет огромное значение, так как согласованная работа мышц тела является условием его нормального роста и развития. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыкально–ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, укрепляет основные виды движений, способствует освоению элементов плясок и танцев.


Библиографическая ссылка

Васильева Д.В., Попова Л.В. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. – С. 375-376;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15959 (дата обращения: 25.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074