Главной задачей родителей и персонала дошкольных образовательных учреждений – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства.
Двигательная активность, создавая энергетическую основу для роста и формирования систем организма, нормального физического и психического развития, играет важнейшую роль в укреплении здоровья ребенка. Физиологические системы организма дошкольников имеют относительно небольшие резервы, что важно учитывать при дозировке интенсивности закаливающих процедур. Срыв адаптации опасен для ребенка, так как может проявляться ухудшением состояния здоровья и самочувствия ребенка, отрицательным отношением к физическому воспитанию. Чтобы не допустить срыва адаптации необходимо:
1. Осуществлять закаливание только при полном здоровье детей;
2. Увеличивать постепенно интенсивность закаливающих процедур;
3. Соблюдать систематичность и последовательность при проведении закаливания, которое только тогда и будет эффективным.
Необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям. Закаливание детей в дошкольных учреждениях помимо специальных закаливающих процедур предусматривает также строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований. Закаливающие мероприятия требуют специального обучения медицинского персонала, педагогов, родителей и ребенка.
Важной и необходимой организационной особенностью проведения закаливающих мероприятий в дошкольном учреждении является постоянный и строгий контроль и оценка состояния детей всей группы. Для эффективной работы с детьми персонал ДОУ должен иметь хороший уровень здоровья, хорошее самочувствие, обладать умением создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в группе. Родители, которые для большинства детей являются высшим и непререкаемым авторитетом, должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни.
Используя метод воздушного закаливания в пульсирующем режиме доступен для всех дошкольных учреждениях и домашних условиях при минимальных организационно- технических затратах и позволяет без дополнительной нагрузки на персонал охватить одновременно детей всей группы и осуществлять за ними контроль. Это закаливание проводится после дневного сна в групповом помещении, где температура воздуха поддерживается в пределах 21–24°С, а в другой на 3–5°С ниже, и за 6–8 недель снижается до +12+16. Дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон, и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течении 2-3 минут 3–4 физических упражнения, охватывающих все группы мышц тела ребенка. Затем по команде дети встают с постели, и выполняют в течении 1–1,5 минут движения – бег, ходьба, танцевальные движения попеременно в «холодном» и «теплом» помещениях. Характер пребывания в «теплом» помещении отличается от пребывания в «холодном» более спокойным темпом, так чтобы дети не перегревались во время выполнения физических упражнений. Использование подвижных игр дает детям возможность активно участвовать в проведении процедуры, развивает их воображение, находчивость. Количество пробежек из одной комнаты в другую за время занятий с пребыванием в каждой из них по 1–1,5 мин составляет не менее шести. Заканчивается процедура быстрыми перебежками из «холодной» комнаты в «теплую» в ходе игр. Составным существенным элементом комплексной процедуры закаливания является умеренная по интенсивности физическая деятельность, которая активирует физиологические системы, благоприятствующего повышению терморегуляторной функции, количественная сторона движений, степень энергичности и продолжительность их выполнения. Такой физический метод был внедрен в МБДОУ д/с № 62 «Ласточка» г. Волжского в 2014–2015 учебном году и за этот год показатели по заболеваемости снизились на 25 %. За первое полугодие 2015–2016 года эти же показатели снизились уже на 35 %. Активное участие родителей в жизни их детей в ДОУ увеличилось в среднем на 34 %. Родители стали активными участниками походов, экскурсий, а также многие стали применять метод воздушного закаливания в домашних условиях после утреннего сна.
Библиографическая ссылка
Маняхина К.К., Доцник И.В., Лукьянов А.П., Юдина Н.М. УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ С ПОМОЩЬЮ ФИЗИЧЕСКОГО МЕТОДА – ЗАКАЛИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15928 (дата обращения: 26.12.2024).