Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОПТИМИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

Кальметьева А.А. 1
1 Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса "ВГУЭС"
В статье раскрывается проблема оптимизации коммерческой деятельности предприятия в условиях нестабильной конкурентной среды. Данная проблема является актуальной в связи с высокой конкуренцией на рынке. Конкуренция позволяет выявить конкурентные преимущества и сравнить деятельность разных предприятий. Коммерческая оптимизация подразумевает оценку возможностей предприятия и выявление внешних и внутренних конкурентных факторов с последующим предложением мероприятий по их оптимизации. В результате проведенных исследований был построен многоугольник конкурентоспособности предприятия и предложены мероприятия по коммерческой оптимизации. В процессе оптимизации было выявлено, что конкурентоспособность напрямую влияет на финансовое положение предприятия в целом. В результате исследования были сделаны выводы на основании многоугольника конкурентоспособности и определены варианты дальнейшей оптимизации предприятия, приведенного в пример.
анализ.
оптимизация
конкуренция
конкурентоспособность
коммерческая деятельность
1 Богданов М. С. Оценка конкурентоспособности предприятия се-тевой розничной торговли // Теория и практика общественного развития// Институт социологии РАН. — 2012. — № 8. — С. 350–354.
2 Белоусов В. Л. Анализ конкурентоспособности фирмы //Маркетинг в России и за рубежом.- 2011. — № 5.
3 Левшина О. Н. Современные методы обеспечения конкурен-тоспособности в предпринимательстве. — М.: Юриспруденция, 2010. — 176 с.
4 Габидуллина Л. Х. Управление конкурентоспособностью крупных торговых сетей на региональном рынке продоволь-ственных товаров: Автореферат / Габидуллина Л. Х. — 2012. — 23 с.
5 Дзахмишева И. Ш. Методика оценки конкурентоспособно-сти услуги розничной торговой сети // Маркетинг в России и за рубежом. — 2014. — № 3. — С. 93–107
6 Емельяненко И. С. Повышение конкурентоспособности предпри-ятий розничной торговли / И. С. Емельяненко // Актуаль-ные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 72-75.
7 Жилина Е. В. Параметры оценки конкурентоспособности роз-ничной торговой сети [Текст] / Е. В. Жилина // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 44-48.
8 Круг Э. А. Оценка конкурентоспособности розничных тор-говых предприятий: Автореферат / Круг Э. А. — 2010. — 23 с. 9.
9 Иванова С.В. Конкурентоспособность предприятий торговли // Российское предпринимательство. — 2010. — № 9 Вып. 2 (167). — c. 124-128. — http://old.creativeconomy.ru/articles/11101/
10 Виноградова С. В., Маркина Н. В. Конкурентоспособность торговой услуги // Вестник СПбГУ. — 2016. — № 2. — С.110–129.

Конкуренция (в переводе с лат. – соревнование) – это соперничество между отдельными юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения хозяйственной организации, такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей. [1].

Изучение конкурентов не только дает компании представление о том, на каком рынке она работает, но и позволяет ей сравнить собственные показатели с показателями конкурентов. Такое сравнение весьма полезно, поскольку дает компании возможность определить, на каких направлениях она должна сосредоточить свои усилия и средства, чтобы добиться преимуществ в коммерческой деятельности перед конкурентами или ликвидировать свое отставание от них[2].

О. Н. Левшина дает следующее oпределение конкурентнoго преимущества. Это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы oпределенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики (атрибуты) могут быть самыми различными и относиться как к самoму товару (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам прoизводства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара. Указаннoе превосходство является относительным, oпределяемым по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке или в сегменте рынка. Даннoго самoгo опасного конкурента автор называет приоритетным [3].

Устойчивое конкурентное преимущество – это долгосрочная выгода от осуществления уникальной стратегии, направленной на создание ценности, которая в то же время не применяется ни существующими, ни потенциальными конкурентами и выгоды от использования которой не могут быть скопированы.

В работах Белоусов В. Л. внутренние конкурентные преимущества предприятия делятся на шесть групп: структурные, ресурсные, технические, управленческие, рыночные, эффективность функционирования предприятия [1].

Довжанський считает, что внутренние конкурентные преимущества формируются в результате деятельности предприятия и носителями таких преимуществ могут быть, в первую очередь, факторы производственной, финансовой и инновационной деятельности предприятия [9]. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия, именно в плане рыночных преимуществ (рыночного статуса) предприятия – второй составляющей конкурентного потенциала. По мнению Погарской А. С. необходимо разграничить понятия внутренних преимуществ (конкурентных позиций) и рыночных конкурентных преимуществ (конкурентного статуса), в первую очередь, по степени воздействия предприятия на те факторы, которые определяют конкурентные и рыночные преимущества предприятия [10]. Если внутренние преимущества предприятия в производстве, финансах, ресурсах формируются за свободой и возможностями самого предприятия, то факторы, которые формируют рыночные преимущества находятся также под влиянием конкурентов, потребителей, поставщиков и т.д.

Оценка возможностей фирмы позволяет построить многоугольник конкурентоспособности (рисунке 1). По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (оценка проводилась только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок).

Рисунок 1 – Многоугольник конкурентоспособности

На первом этапе построения модели, предлагается построение многоугольника конкурентоспособности внутренних конкурентных преимуществ сравниваемых предприятий, на основе следующих методических предпосылок. В качестве оцениваемых направлений деятельности предприятия и основных конкурентов может быть выбрано определенное четко ограниченное число параметров. Перечень используемых параметров и степень их конкретизации определялись следующими методическими предпосылками.

Во-первых, количество оцениваемых характеристик должно быть достаточно ограниченным с целью обеспечения оперативности принимаемых управленческих решений.

Во-вторых, в силу сложности и многогранности проблемы и отсутствия общепризнанных подходов к оценке конкурентоспособности, которая требует обширных самостоятельных научных исследований, в предлагаемой модели использованы результаты, полученные ранее отечественными и зарубежными авторами[4].

Группировка параметров опирается на анализ широкого комплекса проблем технического, экономического и социального характера, в результате чего выявляются переменные, обеспечивающие конкурентоспособность. Исходной точкой такого анализа является определение перечня технических и экономических факторов конкурентоспособности, которые трактуются как совокупность критериев количественной оценки уровня конкурентоспособности предприятия.

Компания ООО «ВладМорСервис» (ОКПО: 27027040) зарегистрирована 22 октября 2004 года по адресу 690012, г Владивосток, ул. Краева, 8.

Основным видом деятельности по ОКВЭД: 52.1 является розничная торговля в неспециализированных магазинах (Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования). Компания предлагает судовые запчасти на двигатели, а также крылатки; торцовое уплотнение, запчасти, компрессоры. С момента основания компания удерживает лидирующие позиции в области поставок судовых двигателей, оборудования и ЗИП на территории Дальнего Востока.

Для оценки конкурентоспособности предприятия используем описанную нами методику многоугольника конкурентоспособности. Прежде на внешней среде . Дадим характеристику внешним и внутренним , влияют на ООО «ВладМорСервис». Внешняя среда раскрывается через внешних и внутренних , на . К внешним , предприятия, , представленные в таблице 1. предприятия в мере влияние в , , темпы инфляции, – так как вкусы и . внимание услуг, их , [5].

Таблица 1 – Характеристика внешних конкурентных факторов ООО «ВладМорСервис»

Наименование фактора

Источник фактора

Географические

Выгодное географическое расположение предприятия. Возможность экономического преодоления географических барьеров входа на рынок

Экономические

Рыночные: хорошее экономическое состояние рынка (благоприятная динамика цен, высокая отраслевая норма прибыли и др.). растущий спрос (благоприятная динамика емкости рынка, отсутствие товаров-заменителей, демографические изменения и др.).

Стимулирующая политика правительства (инвестиционная, кредитная, налоговая)

Продолжение таблицы 1

Нематериальные

Репутационные активы: название компании, ее торговые марки, отношения с потребителями, поставщиками, государством и обществом

Инфраструктурные

Состояние и развитие средств коммуникации (связи, транспорта).Развитие дистрибьюторской сети (розничной, оптовой торговли и др.).

Научно-технические и технологические

Высокий уровень развития прикладной науки и техники в отрасли. Особенности технологии производства продукции. Технические параметры продукции. Технические характеристики используемого оборудования

внутренними такие , в степени управляющему . внутренние представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Характеристика внутренних конкурентных ООО «ВладМорСервис»

Наименование

Характеристика

Цели

предприятия - . целью предприятия является извлечение прибыли, а также расширение рынка и услуг. данная цель не является миссией. Миссией будет в качественных и услугах и ниш.

 

О свидетельствует труда.

Структура управления предприятием

Линейно-функциональная. Отсутствует служба, функции начальник .

услуг

и снабжения.

 

Предприятия-

 

- сбыт через связи. .

Таким образом, проведя анализ внутренней среды можно заключить, что совокупность внутренних факторов, сложившихся в настоящее время, оказывают незначительное влияние на возможные направления развития предприятия в текущих условиях[6].

включает измерение ее и путем исчисления и анализа, как , числа - . В с , следует выбрать для сравнения и критерии [7].

Для анализа показателей конкурентоспособности ООО «ВладМорСервис» и его конкурентов были выбраны эксперты из числа покупателей компании. Им было предложено оценить деятельность ООО «ВладМорСервис» и компаний – конкурентов – «ВладШип», ООО «Бриг», ООО «СудоЗип» и ООО «Востокснаб». Критерии и ООО «ВладМорСервис»и представлены в таблице 3. Оценка конкурентоспособности компании ООО «ВладМорСервис »и конкурентов можно оценить по 5-ти бальной шкале, где 1 — самый низкий балл, а 5 — максимальный балл. Суть данного метода заключается в сравнительной оценке ключевых свойств товара компании и товаров конкурентов, и в последующей визуализации результатов сравнения в форме многоугольника:

Таблица 3– Сравнительный анализ конкурентов [8]

Критерий

ООО «ВладМорСервис»

ООО

«Востокснаб»

ООО «ВладШип»

ООО «СудоЗип»

ООО «Бриг»

Привлекательность имиджа фирмы

3

5

3

2

2

службы товара

4

5

3

3

3

товаров

5

5

5

4

4

Занимаемая доля рынка

4

5

4

3

5

Цена

4

3

4

5

2

Реклама компании

2

3

3

4

1

Уровень используемых технологий

2

2

1

3

2

Время деятельности предприятия, лет

3

4

2

2

5

Объем продаж товара

5

2

3

4

3

Широта ассортимента товаров

5

3

5

4

4

Качество обслуживания

3

5

2

3

4

1 – ; 2 - ; 3 - средняя; 4 - ; 5 - .

На основании данных и таблицы 9 , 3.

Рисунок 3 – ООО «ВладМорСервис»

Конкурентоспособность товаров напрямую влияет на устойчивое положение предприятия в целом. Исходя из анализа таблицы оценки показателей конкурентоспособности и, построенном на ее основе, многоугольнике конкурентоспособности можно предложить рекомендации по совершенствованию товаров для улучшения показателя конкурентоспособности:

1. ООО «ВладМорСервис» уступает конкурентам по таким показателям, как: уровень используемых технологий и реклама компании.

2. Наибольшей конкурентоспособностью среди анализируемых компаний обладает ООО «Востокснаб» , так как опережает конкурентов по следующим показателям: привлекательность фирмы, срок службы и качество товара, занимаемая доля рынка, качество обслуживания. . А если сравнивать с ООО «ВладМорСервис», «ВладМорСервис» превосходит по таким критериям, как объем продаж и широта ассортимента товаров.

3. ООО «Бриг» хоть и уступает ООО «ВладМорСервис» по многим показателям, но имеет не маловажное преимущество в показателе: занимаемая доля рынка.

Таким образом можно сделать вывод, что главным конкурентом нашей компании является ООО «Востокснаб», стоит обратить на его преимущества, и провести ряд операций по улучшению низких показателей ООО «ВладМорСервис» и занять лидирующую позицию на рынке.


Библиографическая ссылка

Кальметьева А.А. ОПТИМИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15891 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674