Развитие международного спортивного движения началось с конца XIX в. Постепенно сложились его главные формы: международное спортивное движение по отдельным видам спорта, международное олимпийское движение, международное студенческое спортивное движение, международное спортивное движение по массовой и оздоровительной физической культуре и спорту, работа международных спортивных организаций по различным направлениям международного сотрудничества в сфере физической культуры и спорта.
В структуре международного спортивного движения, олимпийское считается самым мощным и популярным в мире, с довольно хорошо отработанной управленческой базой. 200 НОК разных стран входят в МОК. В повседневной деятельности олимпийское движение основывается на содержании Олимпийской хартии. Характерной чертой олимпийского движения является проявление в нем постоянного и непрерывного противоборства разных государств, в котором спорт становится средством демонстрации преимущества одной системы над другой, а конфронтация из политической сферы переносится в спортивные залы.
Современный спорт - это явление, которое затрагивает интересы очень больших групп людей. В настоящее время спорт выполняет множество социальных и политических функций. В первую очередь, он культивирует здоровый образ жизни, что весьма значимо и для экономики, и для обороноспособности любого государства. Именно поэтому в большинстве стран осуществляется государственный контроль над спортом путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов, реализации программ и выделения финансирования.
Но социально-политические функции спорта не исчерпываются сферой оздоровления населения. В случае получения страной права на проведение престижного международного соревнования или победы спортсменов национальной сборной, активизируются патриотические чувства граждан, сплачивая нацию, выступая в качестве эффективного средства воспитания масс. Спортивные успехи государства в целом способствуют созданию у большей части его граждан представления о правильности реализуемого правительством курса, истинности господствующей в данном обществе системы ценностей. Таким образом, спорт может быть использован как инструмент манипуляции массовым сознанием граждан.
Проведение в стране крупных спортивных соревнований международного значения позволяет отвлечь внимание населения от существующих внутри государства социальных, экономических, политических и иных проблем. Различные элементы спорта также могут быть использованы в качестве составляющей предвыборных кампаний конкретных кандидатов и политических партий. Таким образом, политическая элита привлекает спорт в качестве инструмента политического воздействия на общество.
В изучении политического аспекта международного спорта, западные исследователи используют термин «спортивная политика», равнозначный термину «социальная политика в области спорта». Таким образом, спортивную политику рассматриваются аналогично политике социальной, экономической, образовательной и т.д. Иногда ее выделяют как важную составную часть политики в области работы с молодежью, направляемой, программируемой и осуществляемой государством. В зависимости от приоритетов политики спорт может быть поставлен на службу гуманизму или же рискует, напротив, направлять молодежь к «анимализму» (т.е. звероподобным инстинктам»), содействующим и развивающим самые худшие их агрессивные устремления. Обычно использование международных спортивных соревнований в политических целях происходит в периоды внешне- или внутриполитических кризисов.
В целом, посредством организации крупных международных спортивных соревнований политические деятели могут решать ряд политических задач, среди которых:
- разжигание национализма в своей стране и межнациональных конфликтов в другой стране с целью дестабилизации обстановки в ней;
- переключение внимания населения с насущных политических, социальных, экономических и других проблем на сферу большого спорта;
- доказывание успешности политики, проводимой политической элитой и органами государственной власти данной страны, а также повышение престижа страны-организатора состязания и её первых лиц на международной арене;
- формирование у граждан чувства гордости за свою страну и проводимую её руководством политику;
- утверждение определённой системы политических ценностей и распространение её в других странах;
- использование соревнований в качестве определенной части предвыборной кампании конкретных политических деятелей или партий;
- оказание давления на страны с якобы недемократическим режимом или с иной социально-политической системой;
- использование международных соревнований для корректировки внутриполитического и внешнеполитического курсов других государств;
- выстраивание отношений между регионом и центром посредством делегирования центром региону прав на проведение международного спортивного соревнования.
Известный французский социолог Ж. Мейно в своем монографическом исследовании «Спорт и политика» писал о различении влияние политики на спорт и влияние спорта на политику. При этом он особо отметил, что спорт чаще становится орудием в руках политики, нежели сам оказывает влияние на нее. Исследуя мотивы вмешательства государства в сферу спорта, Мейно выявил три его основные причины: забота и здоровье населения; забота о поддержании общественного порядка; забота об утверждении национального престижа.
Массовый характер и тесная связь спорта со всеми существующими в настоящее время каналами массовых коммуникаций фактически предопределило место спорта в системе манипуляции общественным мнением. Технологии использования спорта для воздействия на массовое сознание позволяют преподносить в позитивном или негативном свете определённое государство, его внутреннюю и внешнюю политику, господствующую в стране социально-политическую систему, её ценности и происходящие в стране социальные, экономические, политические и другие процессы. Создание ауры сенсации после победы национальной сборной на международных соревнованиях позволяет преподносить ее как большое достижение государственной важности.
Действительно, современные государства зачастую пытаются использовать спорт в политических и пропагандистских целях, а политические взаимоотношения между странами также часто отражаются на состоянии олимпийского спорта. Например, возрождение Олимпийских игр задумывалось с целью использования спорта как средства установления межгосударственных спортивных контактов, чтобы укрепить дружбу, мир и взаимопонимание между разными странами. В реальности же Олимпийские игры стали ареной для большой политики, на которой неизбежно возникали конфликтные ситуации, скалькулированные в спорт из области политики.
На протяжении десятилетий существования международного спортивного движения, в нем формировались определенные проблемы. Данные проблемы возникали, разрешались, а часть из них остаются актуальными и в настоящее время.
Одна из самых сложных - проблема расовой дискриминации, к началу 1990-х гг. практически полностью разрешилась. Коренное население некоторых государств, люди с разным цветом кожи, национальные меньшинства в наши дни участвуют в самых известных международных соревнованиях.
Противоречия в идеологии и политике разных стран также достаточно часто переносились на международный спорт. Например, бойкот рядом стран Олимпиад 1980 и 1984 гг. - яркий пример вмешательства политики в спорт. Следует отметить, что эту проблему к концу 1980-х гг. в международном спортивном движении считали преодоленной. Во всяком случае, до конца 90-х гг. XX в. она заметно не проявлялась.
Проблемы коммерциализации, любительства и профессионализма тесно взаимосвязаны между собой. В 1966 г. финансовые дела МОК находились в плачевном состоянии. Игры 1976 г. принесли проводящему их городу (Монреалю) убытки на миллиард долларов. Городов, претендующих на проведение олимпийских игр, становилось все меньше и меньше. Например, на проведение Олимпиады в 1984 году претендовал один Лос-Анджелес. X.А. Самаранча, возглавившего МОК в 1980 году, часто называют реформатором, так как он коммерциализировал спорт и узаконил допуск на Олимпийские игры профессионалов. Данный вопрос является весьма сложным, тем более что далеко не все специалисты согласны с позицией Самаранча, с сущностью его программ спонсорства, реализацией тесного сотрудничества с самыми крупными мировыми компаниями. Результаты финансовой политики Самаранча не заставили себя ждать: олимпийские игры в Сараево, Калгари, Альбервилле, Лиллехаммере, Лос-Анджелесе, Сеуле, Барселоне, Атланте оказались прибыльными. На счетах МОК скопилось более ста миллионов долларов, которые стали расходоваться и на развитие массового спорта в разных странах. Был сделан вывод, что спорт высоких достижений уже не может существовать как некоммерциализированный, но им должны управлять спортивные функционеры, а не коммерсанты.
Известный российский специалист в области физической культуры и спорта Л.П. Матвеев, писал: «...Профессионализм отнюдь не чужд олимпийскому спорту - при достаточно высоком уровне развития спорта высших достижений, в том числе олимпийского, закономерно происходит профессионализация спортивной деятельности и образа жизни тех спортсменов, кто на деле проторяет пути к новым спортивным достижениям всечеловеческого масштаба и является их носителем. Положения Олимпийской хартии, противоречащие этому (правило 26 вместе с разъяснениями к нему), подлежат принципиальному пересмотру». Далее Матвеев говорил о необходимости уточнения некоторых терминов и понятий: «...не подчиненный коммерции спорт высших достижений, конечно, далеко не во всем подобен тому профессиональному спорту, какой функционирует в сфере бизнеса. Для их терминологического разграничения первый можно назвать «супердостиженческим», второй - профессионально-коммерческим».
По его мнению, различия состоят, главным образом, в целевых установках:
- в первом случае направленность на высокие спортивные достижения;
- во втором - получение финансовой прибыли, доходного предпринимательства.
Следовательно, возникают различия в особенностях как соревновательной, так и тренировочной деятельности в этих разных типах спорта.
Проблему терроризма и крупных трагедий на спортивных аренах не относят к числу чисто «спортивных». Делом в том, что большие международные спортивные форумы - Олимпийские игры, чемпионаты мира и континентов и т.п. - формируют «идеальные условия», в которых могут «проявить себя» международные террористы. Крупные трагедии на разных стадионах мира чаще всего происходят во время проведения футбольных матчей. Главными причинами этого являются плохая предварительная продуманность организации больших спортивных мероприятий, возникновение массовых беспорядков среди болельщиков, технические издержки содержания спортивных сооружений и т.п. За последние пятьдесят лет произошло более десятка крупных трагедий. Указанная проблема еще надолго останется злободневной, поскольку требует реализации четких и продуманных действий организационных комитетов по подготовке и проведению крупных международных соревнований, а это не всегда возможно.
В середине 1990-х гг. стали явными еще две новые проблемы - выбора городов для проведения Олимпийских игр и олимпийского образования.
Возникновение проблемы процедуры выбора городов - кандидатов на право быть хозяином игр легко объяснить возрастанием прибыльности оргкомитетов, которые проводят Олимпийские игры и, как следствие, - впечатляющим увеличением количества городов - кандидатов, принимающих участие в конкурсе на получение права проведения Олимпиады. С другой стороны, это привело к значительному повышению расходов городов-кандидатов, которые связаны с пропагандой и рекламой предстоящих Игр, а также с инспектированием членами МОК и МСФ олимпийских объектов кандидатов. Разрешение данной проблемы усложняет тот факт, что пока процедура предварительного отбора нескольких городов-кандидатов не имеет регламентации в Олимпийской хартии. Данное обстоятельство позволяет сформироваться спорной ситуации, так как решение МОК, согласно Хартии, считается окончательным только лишь в том случае, если оно не противоречит ее содержанию.
Проблема усовершенствования олимпийского образования является следствием противоречия между высоким уровнем развития спорта и неудовлетворительным состоянием уровня внедрения идеалов и ценностей олимпизма в процесс образования, особенно детей и молодежи. Например, Олимпийские игры - спортивный фестиваль молодежи всего мира - должны воплощать идеи олимпизма. Однако зримым результатом Олимпийского движения является лишь собственно практика Олимпийских игр.
С точки зрения на олимпийское образование как на педагогический процесс, воспитательный эффекта от реализации данной идеи можно ждать только если она будет внедрена в общую систему воспитания. Функционирование различных олимпийских и физкультурно-спортивных структур может содействовать возникновению такого эффекта, но не может заменить всей системы воспитания. В олимпийском образовании и воспитании следует предусмотреть как минимум три основных направления: познавательное, мотивационное и практическое. Первое будет решать задачи формирования знаний об Олимпийских играх, эволюции олимпийского движения, гуманистических ценностях современного спорта и т.п. Второе призвано обеспечить появление потребности в физкультурно-спортивной деятельности, стремления к достижению конкретных результатов в этой деятельности, развивая интерес к спорту в целом. Назначение третьего - способствовать практическому освоению принципов и ценностей олимпизма посредством постоянного и активного привлечения детей и молодежи к участию в занятиях физкультурой и спортом.
Таким образом, можно сделать вывод, что спорт и политика всегда находились в сложных взаимоотношениях, рассматривать которые следует с учетом конкретно-исторического периода, в динамике и с учетом различных аспектов. Нужно анализировать соотношение спорта и политики в конкретной социальной системе, взаимосвязь интернациональных спортивных связей с внешней политикой отдельных государств или с международной политикой. Тезисы об «аполитичности спорта», «о спорте вне политики» не соответствуют реальному положению дел, являясь скорее желанием организаторов международного спортивного движения отделить спорт от политики, что сделать практически никогда не удается. «Чистого» спорта в современном мире не существует. На международное спортивное движение оказывают большое влияние различные факторы, в том числе и политические. В международном спортивном движении особенно актуальны проблемы: расовой дискриминации, разногласий по политическим и идеологическим мотивам, коммерциализации, разграничения любительства и профессионализма, международного терроризма и крупных трагедий на спортивных аренах, выбора городов для проведения Олимпийских игр и олимпийского образования. Эти проблемы возникали в различные годы, некоторые разрешались, а часть из них остаются острыми и в настоящее время.
Библиографическая ссылка
Курасова К.А. СПОРТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ. // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15873 (дата обращения: 15.10.2024).