Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Кузнецов В.И. 1 Землянская Н.А. 1
1 Институт технологий (филиал) ДГТУ
Отправным механизмом при запуске системы франчайзинга в сфере туристских услуг должна быть разработка стратегии развития. Выбор стратегии зависит от вида франчайзинга, этапа жизненного цикла услуги, степени известности бренда, величины собственной сети и других факторов. Стремительное развитие практики франчайзинга в России за последнее десятилетие показало эффективность данного инструмента в отечественной экономике. Подавляющее большинство франчайзинговых предприятий в России относится к сфере услуг, а не к производству, что соответствует сложившейся мировой тенденции. При принятии решения о внедрении франчайзинга компании необходимо определить стратегию развития, которая должна соответствовать в первую очередь целям франчайзера. Потенциальный франчайзер в сфере услуг может преследовать следующие цели: расширение сети, повышение узнаваемости бренда, увеличение стоимости компании, создание дополнительных источников дохода, снижение конкуренции, оптимизация сервисного обслуживания. Правильный выбор и применение франчайзером стратегии франчайзинга позволит компании достичь одну или несколько из следующих целей: расширение сети, повышение узнаваемости бренда, увеличение стоимости компании, создание дополнительных источников дохода, снижение конкуренции и оптимизация сервисного обслуживания.
франчайзинг
франчайзер
франчайзи
франшиза
Туризм
туроператор
турагентство
1. Боровская И.Л.,Сараханова Н.С.// практикум Международный менеджмент - СПб. :Изд-во СПб ГУЭФ, 2011. - 51 с.
2. Панюкова В.В. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - журнал № 2. С. 75-80.
3. Российская Ассоциация Франчайзинга. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:http://ru.rusfranch.ru (дата обращения: 10.01.2016).
4. Панюкова В.В. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - журнал № 2. С. 75-80.
5. Майлер А. Франчайзинг как наиболее успешная система развития малого бизнеса в мире. Актуальные мировые тенденции франчайзинга.//Клуб Франчайзинга.-2010.- № 1. - С. 8

В статье рассматриваются вопросы формирования стратегии развития туристских предприятий посредством франчайзинга. Анализируются основные цели франчайзеров и виды франчайзинга, механизмы которых за последнее десятилетие показало эффективность данного инструмента в отечественной экономике.

На современном этапе индустрия туризма является динамично развивающейся отраслью на мировом рынке, которая объединяет предприятия в родственных сферах экономики - отели, рестораны, туристские предприятия - с разнообразными способами владения и управления. Глобализация индустрии сопровождается развитием современных управленческих форм, одним из таких механизмов эффективной формы развития и стратегического управления предприятием представляется франчайзинг. За рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной.

Именно франчайзингу, как мощному инструменту привлечения реальных инвестиций в экономику страны, создания рабочих мест, формирования малого и среднего бизнеса, отводится одна из ведущих ролей в современной экономике России. Вместе с тем в силу существующих в России экономических, организационно-правовых и социально-психологических проблем, франчайзинг развивается недостаточно быстро и эффективно.

Франчайзинг в настоящее время получает все большее распространение в России и нуждается в выработке комплексного знания о нем. Все это определяет актуальность и значимость выбранной темы.

Целью исследования является изучение и определение механизма формирования стратегии развития туризма в современной России.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать зарубежный опыт функционирования франчайзинговых рынков;
  • представить оценку, характеризующую рынок франчайзинга в Российской Федерации
  • рассмотреть основные формы и виды франчайзинга;
  • определить основные цели франчайзеров и виды франчайзинга в сфере услуг.
  • раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России.

Объектом исследования данной работы является франчайзинг как механизм формирования стратегии развития в сфере оказания туристских услуг..

Предмет исследования — франчайзинг, как формула успеха развития туристской организации в современной России.

Методологической основой исследования являются такие общенаучные методы и приемы исследования, как сравнение, анализ, обобщение, системный подход.

Рассматриваемой проблематики о роли франчайзинга посвящены труды : Майлер А. А, Ковалевой Л.Ф, Свитковой М.Ю., Рыковой И.В., Шехирева А.В. и др.

Мировым лидером и родоначальником франчайзинга являются США. В 2009 году в США уже было создано около 900 тысяч франчайзинговых компаний. Среди самых известных, популярных и активных американских франчайзеров, функционирующих в сфере услуг можно назвать «Америка Центр» (услуги), «А-15» (прокат автомобилей), «Баскин Роббинс» (мороженое), «Бургер Кинг» (быстрое питание) [1.с.36].

В России такой способ организации бизнеса вошел в практику лишь в 1995 году. При этом только в первую пятилетку существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, т.е. в среднем по 10 новых франшиз в год [2.c.78].

По предоставленной статистики Российской Ассоциации Франчайзинга, лидером франчайзинга является розничная торговля (57%) и общественное питание (около 16%), остальные отрасли сферы услуг составляют 25% от общего количества действующих франчайзеров [3].

В соответствии со Стратегией РАФ, франчайзинг должен стать основным механизмом

мультипликации субъектов и объектов малого и среднего бизнеса, инструментом развития

крупных компаний, драйвером роста экономики, модернизации и инновационного развития.

В принятой стратегии Российской Ассоциации Франчайзинга на 2015-2017 годы определены следующие целевые показатели:

  • увеличение франчайзинговых объектов в России в 3 раза - до 120000 точек продаж;
  • увеличение действующих франчайзинговых концепций до 2500 брендов;
  • увеличение доли российских концепций до 75%;
  • увеличение числа объектов российских концепций за рубежом до 5000 точек продаж.

Сегодня растущий мировой рынок франчайзинга считается одним из самых перспективных. Франчайзингoвые фирмы, успешно функционирующие в 80 странах, создают около 13% валового национального продукта. Первые результаты осуществления франчайзинговых проектов на розничном рынке свидетельствуют о том, что самые успешные компании прошли лишь часть пути в этом направлении, а попытки многих других пока не увенчались успехом. Наиболее наглядно отношения в системе франчайзинга показывает рис.1

Рис.1. Схема взаимодействия в системе франчайзинга [4.c.77].

Организатор франчайзинговой сети сбыта – франчайзер, который владеет определенной торговой маркой, предоставляет франчайзи – малому предприятию, входящему в франчайзинговую сеть право на ведение дела под его торговой маркой. Франчайзи, который является независимым хозяйствующим субъектом, обязуется перед франчайзером соблюдать установленные стандарты качества продукции и услуг, а также технологии производственных и обслуживающих операций, выплачивать соответствующее вознаграждение и предоставляет франчайзеру право его контролировать.

Таким образом, условия рынка диктуют, в каком из сегментов выгоднее развиваться. Как видно, перспективы развития франчайзинга в России очень велики, поскольку рынок далек от насыщения, особенно в регионах, а сетевой бизнес именно в форме франчайзинга доказал во всем мире свою эффективность [5.c.8].

Следует отметить, что именно в крупных странах с большим количеством регионов, разбросанных на большие расстояния, франчайзинг с его системой регионального развития, основанной на так называемых «мастерских» франшизах, получил огромную популярность.

Например исследуемое, нaми туристское агентство ООО «Малина-тур Волгодонск»,

подписав франчайзинговый договор, имеет возможность не только работать от имени Malina

Tours, но и имеет доступ к проверенным, эффективным методикам ведения бизнеса, постоянную поддержку головного офиса агентства и непосредственное участие в развитии

компании, включая управленческий ресурс, рекламу, тренинги для персонала, а также документооборот и IT. ООО «Малина-тур Волгодонск» имеет возможность также работать с большим количеством надежных и хорошо зарекомендовавших себя туроператоров.

Сеть туристических агентств Malina Tours имеет интересный и очень удобный корпоративный сайт, где можно найти информацию об адресах агентств сети в городах России. Сайт создан с превосходной веб-графикой, с поисковой системой по турам (более чем 180 крупнейших туроператоров, более чем 2 585 500 000 пакетных туров, более чeм 402 горящих авиабилетов), самой полной отельной базой, где клиент может заказать ж/д и авиабилет, может быстро и самостоятельно подобрать себе необходимый тур, забронировать отель, заказать доставку турпутевки в офис или домой, узнать больше информации об интересующей его стране и масса других удобных возможностей.

Одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности турфирмы является уравновешенный баланс элементов управления: обязанность, права, мотивация и желание работников, а также четкая структура организации. Как известно, наиболее приемлемой организационной структурой является та, которая наилучшим образом позволяет туристской организации эффективно и грамотно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников на производство конкурентоспособных услуг.

ООО «Малина-тур Волгодонск» представляет собой сеть туристических агентств Malina Tours в которую входят представители нескольких офисов в городах: Ростов-на-Дону, Москва, Астрахань, Батайск, Каменск-Шахтинский, Нальчик, Нижний Новгород, Новочеркасск, Ставрополь.

Центральный офис в городе Ростове-на-Дону Ростовской области. Malina Tours обладает успешным опытом построения развитой региональной сети, является надежным партнером и хорошим наставником во всех вопросах туризма. Компания постоянно расширяет свое представительство в России и СНГ, предлагая сотрудничество по системе франчайзинг.

Сеть туристических агентств Malina Tours по договору франчайзинга предоставляет

агентствам:

  • работа под зарекомендовавшим себя брендом и логотипом;
  • всесторонняя поддержка в процессе подготовки к открытию офиса;
  • первоначальное обучение-стажировка сотрудников потенциального франчайзи в
  • головном офисе Malina Tours, а также помощь в подборе персонала;
  • возможность знакомства с работой уже действующих агентств сети, изучать их опыт,
  • получать представление о специфике ведения бизнеса в сфере туризма;
  • повышенная комиссия по списку приоритетных туроператоров;
  • использование корпоративного сайта без оплаты, IT сопровождение, программное
  • обеспечение офиса;
  • сотрудничество по продажам ж/д и авиабилетов по ценам сети;
  • рекламная кампания, предоставление выставочных площадей на сезонных выставках,
  • наборы сувенирной и рекламно-информационной продукции;
  • поддержка центрального офиса сети и помощь в консультировании по юридическим и
  • финансовым вопросам;
  • возможность предоставления бесплатного рекламного баннера на главной странице корпоративного сайта, создание дополнительной персональной страницы франчайзи на сайте компании с контактной информацией представительства;
  • возможность оказания туристам дополнительных услуг сети Malina Tours;
  • отсутствие первоначального взноса.

Таким образом, франчайзинг является одним из наиболее перспективных и динамично

развивающихся видов бизнеса. В будущем, по словам Александра Майлера, президента Российской Ассоциации Франчайзинга, отечественные франчайзеры должны занять 70% рынка. Тем не менее, к сожалению, можно констатировать, что темпы развития франчайзинга в России относительно невелики по сравнению с развитыми странами. Что же мешает развитию российского франчайзинга, а также широкому выходу зарубежных франшизных компаний на российский рынок?

В числе специфических и негативных явлений, препятствующих эффективному формированию российского рынка франчайзинга, можно назвать следующие элементы реальной общей предпринимательской практики:

  • несовершенство законодательства;
  • отсутствие в предпринимательских кругах серьезных знаний о франчайзинге;
  • практика ухода от налогов и обыденность применения "теневых" операций;
  • практика невыполнения обязательств между партнерами;
  • излишняя бюрократическая регламентация бизнеса и взяточничество, что наглядно

Для ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса необходимо принять закон о франчайзинге, внести соответствующие изменения в 54 главу ГК РФ и включить в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга. При этом созрела необходимость обеспечить систему налоговых льгот для франчайзи и предоставления возможности применения им упрощенной системы бухгалтерского учета. Важным является и создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центральной части , но и по всей России.


Библиографическая ссылка

Кузнецов В.И., Землянская Н.А. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15857 (дата обращения: 19.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074