Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК

Богданова Н.Б. 1 Лемякина Е.В. 1
1 Волгоградский государственный медицинский университет
1. Аболонина О.В. Прогнозирование, диагностика и лечение нарушений формирования репродуктивной системы у девочек с задержкой полового развития // авторефератдис. канд.мед.наук. Волгоград, 2006.
2. Коколина В.Ф. Гинекологическая эндокринология детей и подростков, М.: Медицина, 2006.
3. Состояние здоровья детей и подростков: экологическая детерминанта / Сливина Л.П., Букатин М.В., Молодцова И.А., Калинченко Е.И., Кузнецова О.Ю. В книге: Качество жизни населения и экология. Пенза, 2015. С. 34-50.
4. Формирование и становление репродуктивной системы женского организма // Учебное пособие: Под ред. Л. В. Ткаченко. Волгоград, 2001.

Актуальность. За последние 10 лет число девочек - подростков, имеющих нарушения в формировании репродуктивной системы, увеличилось до 70%, поэтому данная проблема становится не только медицинской, но и социальной [1,3]. Репродуктивная система в юношеском возрасте обладает высокой чувствительностью к воздействию различных факторов [2,4]. Одним из неблагоприятных факторов являются интенсивные умственные нагрузки. А ведь именно здоровье девочек определяет репродуктивный потенциал. На плечи медицинских работников общеобразовательных учреждений ложится огромная ответственность за здоровье детей и нации в целом.

Цель исследования - определение взаимосвязи интеллектуальных нагрузок и формирования менструальной функции у школьниц.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Получить данные с помощью анкетирования о становлении и характере менструаций в определенные возрастные периоды (13-14, 15-16 и 17-18 лет);

2. Сопоставить полученные данные среди школ, выбранных в качестве исследования;

Материалы и методы. Для исследования была сделана выборка из 160 девочек- учащихся 4 школ г.Волгограда. Школы были подобраны таким образом, что 2 из них(A, B) – общеобразовательные, другие 2 – профильные с углубленным изучением отдельных предметов (C – художественно-эстетический профиль,D – математический профиль).

Результатыисследования. В возрастной группе 13-14 лет наибольший уровень нарушений выявлен в школе с математическим уклоном D (55,5%), а наименьший – в общеобразовательной школе В (10,0%). Среди школьниц 15-16 лет наибольшее количество патологии менструальной функции также определено в школе D (45,4%), а наименьшее - в школе С (26,7%). В группе старшеклассниц также в школе D выявлены наибольшие отклонения (58,8%), наименьшие - в школе С (15,8%).

С учетом всех возрастных групп в каждой из выбранных школ наименьшее количество нарушений менструального цикла наблюдалось в школеСс художественно-эстетическим профилем (23,2%), а наибольшее – в школе D с математическим профилем – 62,5%, что практически в 2,7 раза выше. Средние значения показали общеобразовательные школы А и В (23,7% и 27,5% соответственно).

Также была определена структура патологии нарушения менструальной функции в каждой возрастной группе. Среди опрошенных девушек 13-14 лет преобладала аменорея – отсутствие менструаций, она встречалась в 37,5% случаях. В возрастной группе 15-16 лет были отмечены нарушения менструального цикла (такие, как альгодисменорея и нерегулярные менструации) у половины школьниц, кроме того, в 13,4% случаев наблюдалось позднее менархе. А вот среди школьниц 17-18 лет преобладали нарушения менструального цикла в виде нерегулярных менструации в 35,2% случаев, а также избыточная масса тел в 22% случаев.

Выводы. Таким образом, наименьшее количество нарушений менструального цикла наблюдалось в школе Сс художественно-эстетическим профилем (23,2%), а наибольшее – в школе D – 62,5%, что практически в 2,7 раза выше. Средние значения показали общеобразовательные школы А и В (23,7% и 27,5% соответственно).

Можно заключить, что пропорционально увеличению умственных, а следовательно, психоэмоциональных нагрузок, наблюдается рост нарушений менструальной функции.

В соответствии с полученными выводами, предлагаются следующие рекомендации:

Повышение умственной нагрузки должно быть соразмерено с возможностями, интересами и способностями девочки;

Рациональное сочетание умственного труда и занятий, развивающих творческие способности (рисование, пение, шитье);

Возрождение в школах 5-минутных физических разминок, прогулок на свежем воздухе.

Данные рекомендации могут быть выполнены лишь при активном участии медицинской сестры образовательного учреждения.


Библиографическая ссылка

Богданова Н.Б., Лемякина Е.В. РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15796 (дата обращения: 22.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674