В последние десятилетия в российском обществе утверждаются представления о качественном образовании как необходимом условии повышения уровня жизни граждан и роста экономического потенциала государства. Одновременно отмечается тенденция роста активности граждан в формулировании заказа к образованию, поиске оптимальных форм получения качественного образования, включая альтернативные формы. Государственно-общественное управление (ГОУ) дает возможность решить важнейшие задачи, которые стоят перед системой образования – качество, доступность и эффективность.
Анализ опыта государственно-общественного управления образования показывает, что наблюдается недостаточная компетентность общественности в вопросах управления системой образования. В связи с этим отмечена потребность в научном обосновании содержания государственно-общественного управления, механизмов взаимодействия органов управления образованием и общественных структур.
В ходе теоретического анализа нами были проанализированы основные документы Российской Федерации федерального и регионального уровней, которые связаны с государственно-общественным управлением образованием.
С помощью научной литературы мы выделили основное понятие «государственно-общественное управление», под которым понимается управление, в котором представлены две взаимодействующие составляющие, два начала, два рода субъектов, а именно – субъекты государственной и общественной природы. Цель ГОУ – это оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, социума и власти. В качестве органов государственно-общественного управления выступают органы государственной власти и местного самоуправления; федеральные и региональные, а также местные органы управления образованием, органы управления образовательными учреждениями; органы общественного управления и самоуправления всех уровней [2].
С целью совершенствования деятельности органов государственно-общественного управления в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), мы разработали алгоритм внедрения модели государственно-общественного управления. В основе алгоритма лежат управленческие функции – это планирование, организация, контроль, анализ и регулирование [1,3,4,5].
Алгоритм внедрения модели государственно-общественного управления ДОУ
Управленческие функции |
Действия |
Управленческие решения, ответственные за исполнение |
1 |
2 |
3 |
Анализ |
Изучение основных документов и локальных актов ДОУ, регламентирующих деятельность органов государственно-общественного управления, проведение анализа состояния и функционирования общественного управления в ДОУ |
Аналитическая справка о состоянии ГОУ ДОУ |
Планирование |
Определение проблемы и постановка цели – добиться эффективного функционирования органов государственно-общественного управления ДОУ. В качестве ответственного лица выступает заведующий учреждения, который назначается Учредителем. Разработка плана совершенствования деятельности органов ГОУ: – проведение общего собрания сотрудников (повестка: роль государственно-общественного управления ДОУ; органы ГОУ ДОУ; основные полномочия органов ГОУ; взаимодействие органов ГОУ в ДОУ); – проведение общего родительского собрания (повестка: роль государственно-общественного управления ДОУ; органы ГОУ ДОУ; основные полномочия органов ГОУ; взаимодействие органов ГОУ в ДОУ; определение конкретных органов управления и выборы представителей общественности в органы ГОУ в ДОУ); – уведомление Управления образования (Учредителя) о выбранных органах ГОУ и их взаимодействии в процессе управления; – создание рабочей группы для разработки локальных актов, в которую должны входить представители всех выбранных органов ГОУ ДОУ; – проведение организационных собраний с целью утверждения графика заседаний рабочей группы и других организационных вопросов; – непосредственно разработка соответствующих локальных актов |
План совершенствования деятельности органов ГОУ ДОУ |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
Организация |
Непосредственно проведение всех запланированных мероприятий. На данном этапе основная роль принадлежит заведующему ДОУ. Задача заведующего провести общее собрание сотрудников (согласно повестке), общее родительское собрание (согласно повестке), где будут объявлены роль и перспективы государственно-общественного управления ДОУ, перечислены основные органы государственно-общественного управления и их основные полномочия. На общем собрании сотрудников необходимо раскрыть компетенции общего собрания трудового коллектива и педагогического совета, а также взаимодействие этих органов с родительским комитетом ДОУ. На общем родительском собрании представить основные общественные органы управления, определить конкретный орган управления в ДОУ, раскрыть его основные полномочия и взаимосвязь с другими органами ГОУ. Также необходимо провести выборы представителей родительской общественности в органы ГОУ ДОУ. После проведения собраний необходимо заведующему уведомить Учредителя о переменах в государственно-общественном управлении в ДОУ. Заведующим ДОУ издается приказ о создании рабочей группы по разработке локальных актов, регламентирующих деятельность органов ГОУ ДОУ. Также на данном этапе Учредителем ДОУ организуется собрание родительских комитетов нескольких детских садов с целью создания Совета родителей (внешний орган ГОУ), который будет находиться в тесной взаимосвязи с внутренними органами ГОУ ДОУ (повестка: роль ГОУ ДОУ; основные полномочия Совета родителей; ознакомление с примерным положением о Совете родителей) |
– Протокол общего собрания сотрудников (заведующий ДОУ); – протокол общего родительского собрания (заведующий ДОУ); – приказ о создании рабочей группы по разработке локальных актов органов ГОУ ДОУ (заведующий ДОУ); – протоколы заседаний рабочей группы (председатель рабочей группы); – протокол собрания родительских комитетов (представитель Учредителя) и примерное положение о Совете родителей |
Контроль (текущий) |
С целью контроля необходимо повторно провести анкетирование участников образовательного процесса, где можно проследить, как изменилась осведомленность участников о роли и функциях ГОУ ДОУ. Также заведующему необходимо взять под контроль создание и функционирование рабочей группы по разработке локальных актов (проводятся ли повторные заседания, как ведется работа по разработке локальных актов) |
Данные анкетирования (заведующий ДОУ) |
Организация |
Ознакомление и утверждение приказом разработанных локальных актов заведующим учреждения. Введение локальных актов в деятельность органов государственно-общественного управления ДОУ |
Локальные акты органов ГОУ ДОУ, их утверждение приказом (заведующий ДОУ) |
Контроль (итоговый) |
Итоговый контроль проходит в ДОУ по 3 критериям: как изменилась осведомленность участников образовательного процесса о роли и органах ГОУ и их полномочиях и функциях; увеличилось ли разнообразие способ взаимодействия органов ГОУ; как закреплены за органами ГОУ конкретные функции и полномочия и реализуются ли они на практике. По результатам итогового контроля необходимо сделать вывод, как изменился уровень государственно-общественного управления в конкретном ДОУ |
– данные анкетирования (заведующий ДОУ); – бланк проверки протоколов заседания органов ГОУ (заведующий); – бланк проверки локальных актов, регламентирующих деятельность органов ГОУ ДОУ (заведующий) |
Предложенный алгоритм в дальнейшем поможет совершенствовать процесс управления в дошкольном образовательном учреждении.
Библиографическая ссылка
Старицына С.П., Багаутдинова С.Ф. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15679 (дата обращения: 21.11.2024).