Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Старицына С.П. 1 Багаутдинова С.Ф. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
1. Багаутдинова, С.Ф. Управление ДОУ в современных условиях / С.Ф. Багаутдинова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8. – С. 75-79.
2. Гусаров, В.И. Государственно-общественное образование: Монография. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2006. – 496 с.
3. Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения на основе квалиметрии: монография / С.Ф. Багаутдинова [и др.]. – Магнитогорск: МаГУ, 2007.
4. Профессионально-педагогические основы подготовки студентов к решению актуальных задач управления дошкольным образованием / С.Ф. Багаутдинова, Л.Н. Санникова, М.А. Волченко, К.В. Корнилова. – Магнитогорск: МаГУ, 2009.
5. Профиль «Управление дошкольным образованием» : учебно-методический комплекс / Сост. Багаутдинова С.Ф., Санникова Л.Н. – Москва: ООО «Флинта», 2015. – 2-е изд., стереотипное – 138 с.

В последние десятилетия в российском обществе утверждаются представления о качественном образовании как необходимом условии повышения уровня жизни граждан и роста экономического потенциала государства. Одновременно отмечается тенденция роста активности граждан в формулировании заказа к образованию, поиске оптимальных форм получения качественного образования, включая альтернативные формы. Государственно-общественное управление (ГОУ) дает возможность решить важнейшие задачи, которые стоят перед системой образования – качество, доступность и эффективность.

Анализ опыта государственно-общественного управления образования показывает, что наблюдается недостаточная компетентность общественности в вопросах управления системой образования. В связи с этим отмечена потребность в научном обосновании содержания государственно-общественного управления, механизмов взаимодействия органов управления образованием и общественных структур.

В ходе теоретического анализа нами были проанализированы основные документы Российской Федерации федерального и регионального уровней, которые связаны с государственно-общественным управлением образованием.

С помощью научной литературы мы выделили основное понятие «государственно-общественное управление», под которым понимается управление, в котором представлены две взаимодействующие составляющие, два начала, два рода субъектов, а именно – субъекты государственной и общественной природы. Цель ГОУ – это оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, социума и власти. В качестве органов государственно-общественного управления выступают органы государственной власти и местного самоуправления; федеральные и региональные, а также местные органы управления образованием, органы управления образовательными учреждениями; органы общественного управления и самоуправления всех уровней [2].

С целью совершенствования деятельности органов государственно-общественного управления в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), мы разработали алгоритм внедрения модели государственно-общественного управления. В основе алгоритма лежат управленческие функции – это планирование, организация, контроль, анализ и регулирование [1,3,4,5].

Алгоритм внедрения модели государственно-общественного управления ДОУ

Управленческие функции

Действия

Управленческие решения, ответственные за исполнение

1

2

3

Анализ

Изучение основных документов и локальных актов ДОУ, регламентирующих деятельность органов государственно-общественного управления, проведение анализа состояния и функционирования общественного управления в ДОУ

Аналитическая справка о состоянии ГОУ ДОУ

Планирование

Определение проблемы и постановка цели – добиться эффективного функционирования органов государственно-общественного управления ДОУ. В качестве ответственного лица выступает заведующий учреждения, который назначается Учредителем.

Разработка плана совершенствования деятельности органов ГОУ:

– проведение общего собрания сотрудников (повестка: роль государственно-общественного управления ДОУ; органы ГОУ ДОУ; основные полномочия органов ГОУ; взаимодействие органов ГОУ в ДОУ);

– проведение общего родительского собрания (повестка: роль государственно-общественного управления ДОУ; органы ГОУ ДОУ; основные полномочия органов ГОУ; взаимодействие органов ГОУ в ДОУ; определение конкретных органов управления и выборы представителей общественности в органы ГОУ в ДОУ);

– уведомление Управления образования (Учредителя) о выбранных органах ГОУ и их взаимодействии в процессе управления;

– создание рабочей группы для разработки локальных актов, в которую должны входить представители всех выбранных органов ГОУ ДОУ;

– проведение организационных собраний с целью утверждения графика заседаний рабочей группы и других организационных вопросов;

– непосредственно разработка соответствующих локальных актов

План совершенствования деятельности органов ГОУ ДОУ

Окончание табл.

1

2

3

Организация

Непосредственно проведение всех запланированных мероприятий.

На данном этапе основная роль принадлежит заведующему ДОУ. Задача заведующего провести общее собрание сотрудников (согласно повестке), общее родительское собрание (согласно повестке), где будут объявлены роль и перспективы государственно-общественного управления ДОУ, перечислены основные органы государственно-общественного управления и их основные полномочия. На общем собрании сотрудников необходимо раскрыть компетенции общего собрания трудового коллектива и педагогического совета, а также взаимодействие этих органов с родительским комитетом ДОУ. На общем родительском собрании представить основные общественные органы управления, определить конкретный орган управления в ДОУ, раскрыть его основные полномочия и взаимосвязь с другими органами ГОУ. Также необходимо провести выборы представителей родительской общественности в органы ГОУ ДОУ. После проведения собраний необходимо заведующему уведомить Учредителя о переменах в государственно-общественном управлении в ДОУ.

Заведующим ДОУ издается приказ о создании рабочей группы по разработке локальных актов, регламентирующих деятельность органов ГОУ ДОУ.

Также на данном этапе Учредителем ДОУ организуется собрание родительских комитетов нескольких детских садов с целью создания Совета родителей (внешний орган ГОУ), который будет находиться в тесной взаимосвязи с внутренними органами ГОУ ДОУ (повестка: роль ГОУ ДОУ; основные полномочия Совета родителей; ознакомление с примерным положением о Совете родителей)

– Протокол общего собрания сотрудников (заведующий ДОУ);

– протокол общего родительского собрания (заведующий ДОУ);

– приказ о создании рабочей группы по разработке локальных актов органов ГОУ ДОУ (заведующий ДОУ);

– протоколы заседаний рабочей группы (председатель рабочей группы);

– протокол собрания родительских комитетов (представитель Учредителя) и примерное положение о Совете родителей

Контроль (текущий)

С целью контроля необходимо повторно провести анкетирование участников образовательного процесса, где можно проследить, как изменилась осведомленность участников о роли и функциях ГОУ ДОУ.

Также заведующему необходимо взять под контроль создание и функционирование рабочей группы по разработке локальных актов (проводятся ли повторные заседания, как ведется работа по разработке локальных актов)

Данные анкетирования (заведующий ДОУ)

Организация

Ознакомление и утверждение приказом разработанных локальных актов заведующим учреждения. Введение локальных актов в деятельность органов государственно-общественного управления ДОУ

Локальные акты органов ГОУ ДОУ, их утверждение приказом (заведующий ДОУ)

Контроль (итоговый)

Итоговый контроль проходит в ДОУ по 3 критериям: как изменилась осведомленность участников образовательного процесса о роли и органах ГОУ и их полномочиях и функциях; увеличилось ли разнообразие способ взаимодействия органов ГОУ; как закреплены за органами ГОУ конкретные функции и полномочия и реализуются ли они на практике.

По результатам итогового контроля необходимо сделать вывод, как изменился уровень государственно-общественного управления в конкретном ДОУ

– данные анкетирования (заведующий ДОУ);

– бланк проверки протоколов заседания органов ГОУ (заведующий);

– бланк проверки локальных актов, регламентирующих деятельность органов ГОУ ДОУ (заведующий)

Предложенный алгоритм в дальнейшем поможет совершенствовать процесс управления в дошкольном образовательном учреждении.


Библиографическая ссылка

Старицына С.П., Багаутдинова С.Ф. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15679 (дата обращения: 07.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674