В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуальной становится проблема проектирования части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений самостоятельно. Одним из возможных принципов формирования вариативной части основной образовательной программы является принцип педагогической регионализации. Принцип педагогической регионализации рассматривается как принцип организации образования в регионах, формирования части содержания и процесса образования, в которой отражаются региональные особенности, актуализированные целями адаптации, социализации личности дошкольника в условиях социокультурной среды своего региона [2, 3].
В Челябинской области в течение ряда лет в дошкольных учреждениях реализуется программа «Наш дом – Южный Урал»( рук. Е.С. Бабунова) [5]. В настоящее время на основе названной программы с учетом требований ФГОС ДО разработан одноименный программно-методический комплекс.
Программно-методический комплекс «Наш дом – Южный Урал» решает задачи патриотического и этнокультурного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с природой, историей, культурой Уральского края, приобщения к традициям, фольклору, декоративно- прикладному творчеству народов Южного Урала.
Успешная реализация регионального компонента во многом зависит от профессиональной готовности педагогов к работе в условиях вариативности образования, которая рассматривается как интегративная характеристика личности, включающая мотивационный, эмоционально-волевой, установочно-поведенческий и оценочный компоненты, отражающие теоретические представления, практический опыт и отношение педагогов к осуществлению профессиональной деятельности в условиях вариативности.
Реализация программно-методического комплекса «Наш дом – Южный Урал» требует также профессиональной готовности педагогов в области этнокультурного и патриотического воспитания дошкольников.
Целью нашего исследования является разработка программы подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к реализации программно-методического комплекса «Наш дом – Южный Урал».
С целью выявления уровня готовности педагогов на констатирующем этапе эксперимента было проведено анкетирование, показавшее, недостаточный уровень знаний педагогами особенностей культуры, быта народов Южного Урала, трудности в планировании образовательного процесса, выборе форм и методов взаимодействия с детьми. Уровень готовности определялся также в процессе наблюдений за деятельностью педагогов, использования диагностических тестов, анализа планов образовательной работы. Готовность педагогов определялась по комплексу показателей: когнитивный (полнота знаний и представлений); мотивационно-ценностный ( осознание значимости регионального компонента в образовательном процессе); поведенческий (умение применять имеющиеся знания); рефлексивный (наличие потребности в самореализации, самооценке).
В целом по итогам констатирующего эксперимента высокий уровень готовности к реализации программно- методического комплекса показали 20,9 % педагогов; средний уровень – 36,2 % педагогов, низкий уровень – 43,5 % педагогов дошкольного учреждения.
С учетом полученных результатов нами была разработана целевая программа подготовки педагогов к реализации программно- методического комплекса «Наш дом – Южный Урал».
Целью первого – мотивационного этапа является формирование у педагогов интереса к региональному компоненту в образовании, осознание значимости приобщения дошкольников к культуре родного края. Для достижения цели рекомендуется ознакомление педагогов с нормативно-правовыми документами, обзор региональных программ дошкольного образования, круглый стол «Урал мой край родной» с просмотром видеофильмов о Южном Урале.
Второй – практический этап направлен на формирование у педагогов теоретических знаний и практических умений, необходимых для освоения программно-методического комплекса. Содержанием этого этапа является постоянно действующий научно-методический семинар «Изучаем программу Наш дом – Южный Урал», в рамках которого проводятся консультации, отражающие различные аспекты содержания программно-методического комплекса, вопросы планирования работы по основным образовательным областям; мастер- классы по использованию народных игр, произведений фольклора в образовательном процессе, открытые просмотры и др.
Третий этап – творческий направлен на развитие творчества педагогов в реализации программно-методического комплекса. На этом этапе проводятся конкурсы на создание предметно- развивающей среды для реализации программно- методического комплекса, дидактических пособий, конспектов и сценариев мероприятий.
Заключительный этап – контрольно-оценочный направлен на осмысление и корректировку полученных результатов через заполнение педагогами листов самооценки, анализ планов педагогов, отчеты педагогов на педагогических советах.
Таким образом, разработанная программа подготовки педагогов к реализации программно-методического комплекса «Наш дом – Южный Урал» позволит обеспечить эффективное решение задач этнокультурного и патриотического воспитания дошкольников.
Библиографическая ссылка
Панкратова Н.А., Градусова Л.В. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОО К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ» // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15676 (дата обращения: 07.12.2024).