Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВЫЯВЛЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Мухамадеева В.С. 1 Багаутдинова С.Ф. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
1. Проект профессионального стандарта педагога (Концепция и содержание) [Электронный ресурс] // Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/3071.
2. Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/08/25/konsultatsiya-dlya-pedagogov.
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
4. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=155553.
5. Грязнова Е.С., Багаутдинова С.Ф. К вопросу о реализации профессионального стандарта педагога в дошкольной образовательной организации // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. – С. 391-392.
6. Артемьева С.И., Рабаданова С.Р. История педагогики и образования: учебно-методический комплекс дисциплины. – М.: МГУТУ, 2013.
7. Альмединген-Тумим Н. А.. Хрестоматия по истории дошкольной педагогики. – Л., 1940.
8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теории и технологии речевого развития детей дошкольного возраста»: сост. Н.И. Левшина, Л.В. Градусова. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. – 124 с.
9. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Теории и технологии физического воспитания и развития детей дошкольного возраста»: сост. Г.В. Ильина. – Магнитогорск: МГТУ им. Носова , 2015. – 188 с.

Модернизация системы образования в России выдвигает проблему выявления необходимых знаний педагогических кадров дошкольной образовательной сферы с точки зрения профессионального стандарта. «В настоящее время повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую личность педагога, способную воспитывать ребенка в современном, динамично меняющемся мире» [1].

О.М. Краснорядцева определяет педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. В связи с этим, особое значение придаётся уровню компетентности педагогов, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию [2].

Под необходимыми знаниями обычно понимаются общепрофессиональные знания педагога, знание методики преподавания, основ психологии, педагогики и дидактики, способствующих обучению и воспитанию детей. Выявление соответствия необходимых знаний педагога требованиям профессионального стандарта можно осуществить посредством тестирования. Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий [3].

В качестве варианта нами предложен тест. За основу выявления необходимых знаний мы приняли Профессиональный стандарт педагога [4]. «Стандарт рассматривается как документ, определяющий основные требования к квалификации педагога в рамках различных уровней общего образования, отражающий структуру его профессиональной деятельности, а также характеризующий личностные качества педагога» [5]. Мы ориентировались на него и с этих позиций обосновывали создание представленных вопросов и заданий.

Тест содержит задания, требующие выбора правильного ответа из представленных вариантов, а также варианты заданий на соотнесение двух типов информации. Тестовые задания отличаются четкой постановкой условия, сформулированы в соответствии с областью знаний, разделены на две логичные части по уровню сложности заданий, позволяя реально выявить необходимые знания педагога с точки зрения профессионального стандарта. Для создания заданий использованы самостоятельные знания, методические пособия, комплексы, а также примерные вопросы для аттестации воспитателей первой категории.

Тест на выявление необходимых знаний педагога с точки зрения требований профессионального стандарта.

Для минимизации количества заданий по критериям необходимых знаний педагога в соответствии с профессиональным стандартом, нами предложено объединение нескольких категорий знаний в единую систему.

Часть А.

Для выявления необходимых знаний об особенностях становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте, были представлены следующие вопросы:

1. Ведущая деятельность в раннем возрасте: а) непосредственно эмоциональное общение; б) сюжетно-ролевая игра; в) предметно-манипулятивная деятельность; г) учебная деятельность.

2. Назовите основной вид деятельности дошкольника: а) учебная деятельность; б) игровая деятельность; в) трудовая деятельность.

Для определения необходимых знаний по основам дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания, мы предлагаем вопросы, которые требуют от педагога знания теоретической базы дошкольного образования:

3. Символом чьей педагогики стало обращение ребенка: «Помоги мне это сделать самому»: а) Д. Локк; б) М. Вергеймер; в) Д. Дьюи; г) М. Монтессори [6].

4. Кто является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов: а) Я.Коменский; б) Ф. Фребель; в) М. Монтессори; г) Ж.Ж. Руссо [7].

5. Какое произведение А.С. Макаренко стало лучшим свидетельством его педагогического успеха, в котором описаны судьбы более трех тысяч воспитанников: а) Повесть «Марш 30 года»; б) «Педагогическая поэма»; В) «Книга для родителей»; г) повесть «Флаги на башнях».

Для критерия «Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста», нами предложены вопросы, которые непосредственно затрагивают эти области:

6. Объем словарного запаса ребенка к трем годам составляет: а) 500 слов; б) 1500 слов; в) 3000 слов; г) 4000 слов [8].

7. Личностно-ориентированное образование призвано учесть субъективный опыт ребенка, т.е.: а) знания, накопленные ребенком ранее и умения, сформированные в предшествующий период; б) опыт взаимодействия с родителями в период раннего развития; в) накопленный опыт взаимодействия со сверстниками; г) все определения верны и дополняют друг друга.

8. В какой части физкультурного занятия проводится комплекс ОРУ: а) основная; б) вводная; в) заключительная; г) подготовительная [9].

9. Выбрать правильный ответ: К основным движениям не относится: а) ходьба; б) бег; в) лазание; г) гимнастика; д) метание [9].

Для того чтобы осветить современные тенденции развития дошкольного образования, нами предложен вопрос о принципе целостности образовательного процесса как о показателе развития системы дошкольного образования в стране:

10. Целостность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается: а) применением основной образовательной программы дошкольного образования; б) реализацией Устава ДОУ; в) привлечением родителей к участию в образовательном процессе; г) все ответы верны.

Часть Б.

Задания на соотнесение двух типов информации представляют собой блок усложненных заданий, при решении которых педагогу потребуется не столько выбор правильного ответа, сколько выявление закономерности и поиск верного соответствия путем сопоставления. Мы считаем, что это наиболее информативная часть теста, так как именно с ее помощью можно определить, насколько точно педагог владеет необходимыми знаниями.

Для выявления знаний об общих закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте, нами предложен вопрос о познавательной сфере развития ребенка, так как она предполагает включенность всех познавательных функций, свойств ума, всех процессов рефлексии и творческой активности ребенка.

11. Соотнесите группы познавательных интересов и их характеристики:

1) аморфные интересы

2) многосторонние познавательные интересы

3) стержневые интересы

а) интересы побуждают детей к поиску нового во всех областях предметного мира;

б) характеризуются познавательной практической деятельностью и носят узкий, локальный характер. Как правило, лежат в основе склонностей, способностей детей.

в) характеризуются отсутствием познавательной активности, проявляются только при внешней стимуляции, поэтому интересы не стойкие и требуют постоянного подкрепления.

Для того чтобы показать, насколько педагог знаком со спецификой дошкольного образования и особенностями организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста, мы предлагаем вопрос, который требует не только знаний об особенностях дошкольного образования, но и знаний о вариативных образовательных программах дошкольного образования.

12. Соотнесите вариативные образовательные программы дошкольного образования с их авторами:

1. Программа «Радуга»

2. Программа «Детство»

3. Программа «Истоки»

4. Программа «Развитие»

5. Программа «Юный эколог»

6. Программа «Наш дом – природа»

7. Программа «Музыкальные шедевры»

8. Программа «Наш дом Южный Урал»

А) В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.

Б) С.Н. Николаева

В) О.П. Радынова

Г) Н.А. Рыжова

Д) Е.С. Бабунова, Л.В. Градусова, Е.Г. Лопатина, и др.

Е) Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.

Ж) Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, Е.В. Соловьева и др.

З) Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова и др.

Соответствие необходимых знаний педагога требованиям профессионального стандарта, это первоочередный шаг к становлению нового педагога, который уверенно сможет вывести дошкольное образование на более высокий уровень. Используя эти знания, педагог вырабатывает свой, только ему присущий стиль работы, который он совершенствует на протяжении всей педагогической деятельности. В свою очередь, высокий уровень необходимых и дополнительных знаний педагога предполагает постоянное «приобретение, преобразование и использование знаний», а значит постоянное самосовершенствование.


Библиографическая ссылка

Мухамадеева В.С., Багаутдинова С.Ф. ВЫЯВЛЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15674 (дата обращения: 09.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674