Дополнительное образование детей в современных российских условиях – важная составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных требований может обеспечить поддержку и развитие детей.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что «дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» [5, статья 2]. Согласно закону, «дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование» [5, статья 6].
Рассмотрим нормативно-правовые и концептуальные основы дополнительного образования детей.
В законодательстве выделена направленность дополнительного образования детей: «…дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей» [5, статья 75].
Одной из задач Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» является «…развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей» [3, часть , пункт 2]. В качестве мер, направленных на развитие системы дополнительного образования, предприняты:
«Организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей.
Доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе» [3, часть , пункт 4].
В утвержденной постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы» в рамках задачи «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей» будет реализован комплекс мер, направленных на «поддержку институтов дополнительного образования детей, в том числе региональных систем дополнительного образования, на распространение успешного опыта реализации современных востребованных образовательных программ дополнительного образования» [4, часть ]. Важным приоритетом в рамках данной задачи станет «развитие и внедрение новых организационно-экономических и управленческих механизмов функционирования системы дополнительного образования детей. Будет обеспечено совершенствование кадрового потенциала системы дополнительного образования детей» [4, часть ].
В «Концепции развития дополнительного образования детей», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (далее – Концепция), определена миссия дополнительного образования детей: «как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства» [1, часть ]. В Концепции отмечается, что «дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей» [1, часть ]. Концепция выделяет функции дополнительного образования детей, в частности, «функцию «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» [1, часть ]. В Концепции выделена роль дополнительного образования в развитии личности ребенка: формирование «ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен» [1, часть ]. В документе определяются перспективы, связанные с возможностью получения дополнительного образования. Отмечаются также происходящие изменения в негосударственном секторе дополнительного образования. Всё это должно способствовать увеличению охвата дополнительным образованием до 75 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Документом, регулирующим организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, является «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 (далее – Порядок). Порядок регламентирует направленность дополнительных общеобразовательных программ:
- «формирование и развитие творческих способностей детей;
- удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья детей;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания детей;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; …
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; …
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни общества;
- формирование общей культуры детей;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов детей, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований» [2, пункт 3].
Таким образом, дополнительное образование детей в современных российских условиях – важная составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных требований может обеспечить поддержку и развитие детей. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую дошкольного и общего образования, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.
Как показал анализ нормативно-правовых и концептуальных документов, развитие дополнительного образования детей и эффективное использование его потенциала предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере посредством принятия современных, научно обоснованных решений.
Библиографическая ссылка
Васильченко К.А., Багаутдинова С.Ф. СОВРЕМЕННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15663 (дата обращения: 23.11.2024).