В наши дни, когда во всех областях решаются сложные задачи повышения качества работы, возрастает ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения, где идет резкое снижение показателей социальной защищенности и здоровья детей. Это ведет к тому, что при поступлении в школу становится все больше детей с ослабленным здоровьем и признаками педагогической запущенности.Изучение педагогической запущенности школьника проводилось в исследованиях М.А. Алемаскина, С.А. Беличевой, П.П. Блонского, В.П. Кащенко, И.В. Козубовского, Э.Г. Костяшкина, С.С. Моложава, В.Н. Мясищева, А.А. Невского, Р.В. Овчаровой, Н.И. Озерецкого и других.
Проблема педагогической запущенности достаточно хорошо изучена в педагогической науке. Существует много работ по данной проблеме. Однако в научно-педагогической литературе нет однозначного толкования понятия «педагогическая запущенность». Само понятие «педагогически запущенные» в современной теории и практике часто употребляется как синоним понятию «трудные» дети. Мы согласны с мнением Л.М. Зюбина, что между ними есть и различия. Понятие «педагогической запущенности» характеризует историю воспитания ребенка, а «трудный» – говорит о результатах такого воспитания. «Педагогически запущенный» рано или поздно становится «трудным» [2].
Российская педагогическая энциклопедия понятие «педагогическая запущенность» рассматривает, как устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания [4].
В возрасте 10–12 лет на развитие педагогической запущенности влияют факторы социальные, педагогические, психологические, а главную роль играют семейные и школьные факторы: не посильность требований, перегрузка учебными заданиями, негативная оценка результатов, предъявляемых к ребенку семьей и школой. Несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению педагогической запущенности школьников, эта проблема является актуальной для современной школы.
Наш эксперимент осуществлялся на базе МОУ Батмановской СОШ Кинешемского района, Ивановской области и был проведен в три этапа:
Целью первого этапа является – выявить и изучить педагогически запущенных младших подростков. На втором этапе предполагается: разработать и реализовать программу психолого-педагогического сопровождения педагогически запущенных младших подростков в образовательном учреждении. И на третьем этапе мы будем определять эффективность работы.
В 5-6 классе-комплекте обучаются 9 младших подростков от 11 до 13 лет. Критериями выборки педагогически запущенных младших подростков послужили результаты комплексной экспресс-диагностики педагогической запущенности детей (Р.В. Овчаровой) [3], методики изучения удовлетворенности обучающихся школьной жизнью (А.А. Андреев) [1], методики изучения социализированности (социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности) личности обучающихся (М.И. Рожков) [1; с.47], сведения журнала успеваемости и посещаемости в 5-6 классах, беседы с учителями и классными руководителями.
После проведения комплексной экспресс-диагностики педагогической запущенности Р.В. Овчаровой, нами получены следующие результаты: у трёх обучающихся – выраженная степень запущенности, что составляет ~33 %; у 6 человек (~67 %) – степень запущенности не выражена.
По результатам изучение документации классных журналов мы определили трёх обучающихся с низкой успеваемостью, оценки по основным предметам 2,3 и большим пропуском уроков без уважительной причины: за 1,5 месяца учёбы пропущено от 30 до 50 уроков.
В ходе беседы с классными руководителями бы выявлено:
– в 5-6 классе-комплекте выявляются 3 лидера по успеваемости, по активности, которая выражается в основном в участии в различным школьных мероприятиях;
– основные интересы коллектива в совместной внеклассной деятельности (спортивные мероприятия, конкурсы, экскурсии);
– не принятыми в коллективе являются 3 обучающихся: они неохотно вступают в контакт со сверстниками, низкая успеваемость, принимают участие во внеклассных мероприятиях редко, в спорных вопросах своё мнение не высказывают, иногда проявляют агрессию, в форме ругани, драки;
– конфликты возникают редко. В основном из-за несовпадения мнений лидеров по вопросам совместной деятельности, в результате критики детей с низкой успеваемостью.
Данные социального паспорта подростков показали, что основные причины педагогической запущенности связанны с детско-родительскими отношениями в семье: – низкий социально-экономический уровень семьи; авторитарный или наоборот попустительский стиль семейного воспитания.
В результате проведения методика изучения удовлетворенности обучающихся школьной жизнью (А.А. Андреев), получилось: высокая степень удовлетворенности школьной жизнью (У больше 3) отмечается у 4 обучающихся, средняя степень удовлетворенности (У = 2,9) отмечается у 2 обучающихся, и низкая степень удовлетворенности у 3 обучающихся (У меньше 2,5-2).
Проведение методики изучения социализированности личности обучающихся (М.И. Рожков) показало: высокая степень социализированности подростков (коэффициент больше 3) выявленно у 4 обучающихся; средняя степень (коэффициент больше 2,5) у 2 обучающихся; низкая степень (коэффициент меньше 2) у 3 обучающихся.
Результаты анкетирования учителей и классных руководителей показали: преобладание таких форм запущенности, как грубость, сквернославие, драки, курение, отрицательное отношение к учебе; недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями; сотрудничать при работе с детьми, проявляющими педагогически запущенное поведение, приходится только с коллегами (в школе нет социального педагога, педагога-психолога).
Результатом изучения данной проблемы считаем разработку и внедрение программы коррекции педагогической запущенности младших подростков, которая, на наш взгляд, может быть использована в малокомплектной сельской школе. Программа состоит из 4 блоков и направлена на: профилактику и коррекцию негативного отношения к учёбе; коррекцию недостатков нравственного развития и социальной активности. Отдельным блоком идет работа с родителями.
Библиографическая ссылка
Петрикова О.А., Баркунова О.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15660 (дата обращения: 21.11.2024).