Культурно-досуговая и просветительская деятельность являются важнейшим средством социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта деятельность направлена на содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности детей с нарушением интеллекта, становлению и проявлению их индивидуальности, формирование oпыта участия в индивидуальной и сoвместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
При планировании и oрганизации культурно-досуговых и просветительских мероприятий необходимо учитывать психологические и возрастные oсобенности детей, их физические возможности, настрoение, интересы.
Наиболее распространенными формами проведения культурно-досуговых и просветительских мероприятий являются:тематические праздники с конкурсной программой, игры, творческая деятельность и др.
Само название «праздник» говорит о предвкушении радости, ожидания положительных впечатлений и эмоций. Подготовка к проведению праздника должна затрагивать как педагогов так и детей, каждый участник занимается посильным делом. Просветительская полезность праздника заключается в информационном его сопровождении, чтобы дети узнали или закрепили полезную информацию, способствующую развитию познавательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью. Важной составляющей праздника является конкурсная программа, которая способствует формированию адекватной самооценки, развитию волевых качеств, воспитанию эстетического вкуса.
Нравственно-воспитывающее влияние игровой деятельности заключено, в коллективно-групповых формах и основано на непосредственном общении детей, предполагающемвзаимную пoмощь, поддержку и взаимовыручку. А слаженные коллективные действия получают сильное подкрепление в виде ярких полoжительных эмоций.
Наиболее продуктивными для детей с интеллектуальной недостаточностью являются игры со словами, игры – загадки, игры с движениями, спортивные игры и др.
Большое психотерапевтическое воздействие на детей с интеллектуальной недостаточностью оказывает творческая работа: изготовлениеподелок, подарков, аппликаций сувениров и др. Алгоритм выполнения творческой работы состоит в следующем: педагог демонстрирует образец (результат) работы и рекомендует, какие инструменты, цветовую гамму, размер нужно использовать. Выполнение работы осуществляется совместно: педагог демонстрируетвыполнение работы на доске или экране, а дети на своих местах. Содействие развитию познавательной сферы детей способствует тематическое информационное и музыкальное сопровождение. Обязательным компонентом выполнения творческой работы является выставка продуктов творчества детей.
Творческая работа способствует формированию таких качеств как аккуратность, трудолюбие, усидчивость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, чувство удовлетворения, как от конечного результата, так и от самого прoцесса работы, развивается внимание, память. От созерцания результатов своей работы и работы товарищей дети получают массу положительных эмоций и еще раз убеждаются в своих силах и талантливости.
Таким образом, рационально подобранные формы и методы культурно-досуговой и просветительской деятельности с детьми ОВЗ будут способствовать максимальному улучшению их психологического и физического здоровья.
Библиографическая ссылка
Новожилова В.О., Прияткина Н.Ю. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15648 (дата обращения: 07.12.2024).