В музыкально-образовательном процессе школы формирование способности к эмоционально-образному осмыслению музыки выступает как одна из его задач и предполагает овладение умением ассоциировать музыку с теми или иными явлениями окружающего мира, настроениями – всем тем, что оставило и оставляет след в сознании или подсознании человека, и воспроизводить индивидуальные ассоциации посредством музыкального языка.
Музыкальное искусство – яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребенка. Путь воздействия музыки своеобразен. Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Важно не просто научить ребенка выразительно, чисто петь, двигаться под музыку. Музыка и связанная с нею деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею, а по мере возможности и «рассуждать» о ней (термин Д.Б. Кабалевского).
Говоря о музыкальных интересах и потребностях школьников, то они, в основном, характеризуются односторонней направленностью, низкопробностью предпочтений, слабо выраженной познавательной активностью. (Ю.Б. Алиев, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Г.П. Стулова и др.). Все это в совокупности пагубно влияет на процесс становления личности учащегося.
Музыка как один из видов искусства многожанрова и разнообразна. Одна из ее граней – скрипичная музыка с ее огромным арсеналом и богатством образов.
Признан очевидным факт влияния скрипичной музыки на формирование духовного, душевного и физического состояний индивида, вовлеченного в процесс постижения и воспроизведения творений скрипичного искусства. Именно скрипичная музыка затрагивает самые тонкие струны души человека благодаря особому тембру данного инструмента, который максимально приближен к интонации человеческого голоса. Восприятие высокохудожественных, родственных голосу человека звуков скрипки способствует приобретению качественно нового сенсорного опыта.
Известно, что скрипка является достаточно сложным для освоения инструментом, игра на котором предполагает наличие разностороннего комплекса специальных умений и навыков. Поэтому в реальной педагогической практике возникает проблема поиска методов и подходов, которые помогут в наиболее эффективной форме приобщить детей к скрипичной музыке. Решение данной проблемы состоит в том, чтобы научить учащихся относиться к музыке как к искусству выражения смысла, эмоционально-выразительно интонировать даже самую простую мелодию, интерпретируя исполняемую музыку, а, следовательно, выражать себя. Важно сконцентрировать внимание на получении школьниками эмоциональных и эстетических впечатлений от восприятия скрипичной музыки, которые помогут в наиболее эффективной форме развивать творческий потенциал личности учащегося, подогревать и стимулировать познавательный интерес, интерес к музыкально-исполнительской деятельности, в том числе и на скрипке.
Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в педагогике, в том числе и музыкального образования. Чтобы приобщение детей к скрипичной музыке способствовало развитию музыкальной культуры личности, необходимо «разбудить» в ребенке познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности и лежит в основе развития познавательного интереса человека. Еще К.Д. Ушинский писал, что следует развивать в ребенке желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания; дать ученику средство извлечь полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного обучения [5].
Проблему развития познавательного интереса с позиций современной науки рассматривали Б.Г. Ананьев [1], В.Б. Бондаревский [2], В.М. Мясищев [3], С.Л. Рубинштейн [4], Г.И. Щукина [7; 8] и другие.
По мнению исследователей познавательный интерес выступает как особая избирательная направленность личности на процесс познания и ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. Познавательный интерес проявляется и как отношение к окружающей действительности, и как избирательность в поиске информации, и как направленность деятельности, и как эмоционально-познавательное отношение к миру, и как психологическая потребность личности.
Большинство исследователей рассматривает познавательный интерес через призму развития личности. По мнению Г. И. Щукиной, познавательный интерес отражает уровень активности личности, связан со всеми психическими процессами человека, занимает центральное место в структуре направленности личности. В ее представлении развитие интереса идет в направлении снижения роли внешних стимулов, от диффузного интереса к дифференцированному, от ситуативного, поверхностного к устойчивому, глубинному, теоретическому [8].
В работах С.Л. Рубинштейна установлена тесная взаимосвязь познавательного интереса со знаниями: знания являются основой познавательного интереса, без которых он не может возникнуть, но и удовлетворение интереса неизбежно ведет к обогащению знаний [4].
Таким образом, подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности.
Познавательный интерес, является сложным понятием о чем свидетельствует множество его интерпретаций и определений. В определении познавательного интереса, будем придерживаться позиции Г.И. Щукиной, которая определяет его как избирательную направленность личности, обращённую к области познания, её предметной стороне, самому процессу овладения знаниями. При этом объектом познавательного интереса является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, познанием теоретических, научных основ определённых областей знаний, устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению.
Наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности – познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения музыкально-образовательного процесса.
По мнению Г.М. Цыпина, рассматривающего проблему развивающего обучения в области музыки «познание должно носить интегративный характер», предполагающий необходимость такой работы с музыкальным материалом, при которой с максимальной полнотой проявлялись бы активность, самостоятельность и творческая инициатива ребенка. Ребенка надо учить учиться, ставя это в качестве основополагающей, стратегической задачи, и чем раньше, тем лучше. Познавать различные явления, закономерности и факты в ходе музыкальных занятий следует не изолированно, не порознь, а целостно, в их внутренних взаимосвязях [6].
Отсюда вытекают важные педагогические условия, предусматривающие становление ребенка как субъекта познания в музыкальном направлении овладения им скрипичной музыкой в образовательном процессе школы. Во-первых, осуществлять данное направление педагогической работы с учетом индивидуальных особенностей и интересов каждого ученика. Во-вторых, – осуществлять ознакомление учащихся с разнообразными произведениями, различными по тематике, жанрам, характеру и средствам выразительности. В-третьих, – познавательные задачи решать в тесной связи с развитием музыкальных способностей и эмоциональной сферы учащихся. В-четвертых, – отправной точкой для определения методов и приемов педагогической работы следует считать: 1) формирование умения следить за музыкой на всем ее протяжении; 2) формирование навыков анализа музыки; 3) развитие высокой степени эмоциональной реакции на музыку; 4) развитие творческого воображения, связанного с актуализацией ассоциативно-образного мышления.
Познавательный интерес к музыкальному искусству всегда сочетается с эмоциональным интересом к музыке и характеризуется вниманием к основным закономерностям музыкального искусства. Таким образом, развитие познавательного интереса школьников к скрипичной музыке, на наш взгляд должно быть непосредственным образом связано с развитием музыкальных чувств, потребностей, интересов и заключаться в стремлении использовать имеющиеся знания и умения на практике.
Библиографическая ссылка
Пашкова А.О., Кобозева И.С. СКРИПИЧНАЯ МУЗЫКА В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15637 (дата обращения: 08.12.2024).