Центральной проблемой, стоящей перед образовательными организациями высшего профессионального образования разрешение все более углубляющегося противоречия между уровнем подготовки квалифицированных кадров и резко права возросшими требованиями к права профессиональной подготовленности в условиях права радикальных права экономических права реформ, роста общественной нестабильности. Мотивы, побудившие выбор профессии, влияют на эффективность учебной деятельности. Они, в частности, сказываются на общем уровне профессиональной подготовки, что подчеркивает актуальность проблемы.
Во время обучения в стенах ведомственных учебных заведений важным условием успешного включения обучающегося в образовательный процесс и приобщения к будущей профессии является педагогическая адаптация обучаемых. Педагогическая адаптация – это перестройка познавательной, мотивационной, эмоциональной-волевой сфер обучаемого при переходе к систематическому организованному образовательному процессу [3, 8]; процесс приспособления к условиям обучения в высшем учебном заведении, перестройка познавательных навыков, ассоциация с новым учебным и педагогическим коллективом, проявление собственной активности в познавательной деятельности [6,121]. Существенное влияние на успешность адаптации обучаемых к образовательному процессу и формированию положительных мотивов к обучению оказывает вовремя организованное профессиональное педагогическое сопровождение процесса адаптации [5].
Мы рассматриваем педагогическую адаптацию в рамках гуманистической педагогики и понимаем в качестве данного явления знание и эмоционально-рациональное принятие личностью предъявляемых к субъектам образовательного процесса образовательной организацией требований при сохранении собственной индивидуальности и активной позиции (учебной, жизненной) с опорой на гуманистические ценности и осознанную постановку ближних и дальних жизненных целей [5].
Педагогическое сопровождение понимается как содействие личности посредством воспитания, обучения, социализации в образовательном процессе и за его пределами со стороны компетентных взрослых (учителей, преподавателей, педагога-психолога, социального педагога, родителей, тренеров и др.) в формировании гуманистических смысложизненных ориентаций, выборе позитивного жизненного пути и успешном продвижении по нему на основе самовоспитания, самообучения, саморазвития [6]. Педагогическое сопровождение личности представляет собой не только оказание ей целесообразной и целенаправленной помощи со стороны педагогов, но и стимулирование персональной активности, самоорганизации, гуманного жизнетворчества с опорой на свободное развитие.
Основной задачей современного отечественного образования является его адаптивность и практико-ориентированность, поэтому важным моментом в решении этой проблемы является исследование профессиональной мотивации подрастающего поколения. Мотивы, присущие молодому возрасту выступают в качестве личностно-образующей и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне развития личности. Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у обучаемых различных курсов, факультетов и специальностей.
Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации обучаемых, знание мотивов, побуждающих к работе в сфере образования, позволит обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогической деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.
В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, включений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминирует человеческую деятельность.
Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.
Потребность в зависимости, в самоутверждении и одновременно в агрессии может в значительные мере представлять интерес для анализа деятельности и поведения обучаемых. В плане рассмотрения структуры потребностной сферы человека большой интерес представляет «потребностный треугольник» А. Маслоу, в котором, с одной стороны, очевиднее высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другой стороны, – его познавательная, когнитивная природа, связанная с самоактуализацией [1, 63].
В складывающейся сегодня системе высшего права профессионального права образования ведется активный поиск новых, вариативных права и альтернативных права образовательных права концепций и подходов, позволяющих права адекватно права разрешить возникшее противоречие, повысить качество права подготовки специалистов, приходящих права на практическую работу в органы права внутренних права дел. Одним из наиболее эффективных права направлений этого права поиска являются исследования ценностно-мотивационной сферы права обучаемых права и, в частности, мотивации выбора профессии и ценностных права ориентаций.
Известно, что права ценностные ориентации влияют на определение места личности в обществе, а также на выбор ею своей референтной группы.
Отдельное направление представляет собой педагогическое сопровождение формирования мотивации к учебной деятельности курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России.
Следует отметить, что система ценностных права ориентаций курсантов образовательной организации высшего профессионального образования МВД России – особая система его права побуждений к применению всех права своих права сил и способностей в укреплении законности и правопорядка в стране. Она характерна отношением курсанта к закону как к высшей социальной и жизненной ценности, к борьбе за законность и правопорядок, как и личному жизненному призванию, к правоохранительной деятельности и профессии юриста как отвечающим главным своим особенностям и потребностям, установкам на использование законных права и цивилизованных права способов решения профессиональных права задач, взвешенным отношением к трудностям профессии [2].
Социально-мотивационные качества – первая подгруппа качеств профессиональной направленности курсанта, получающего права образование юриста. Требования к ней определяются взаимосвязью внутренней политики государства и права. Право права – регулятор жизни общества. Юридическая работа – государственная работа, касающаяся коренных права вопросов внутриполитического права характера: защиты права прав, свобод и личного права достоинства граждан, законности, государственной и гражданской дисциплины, борьбы права с антиобщественными проявлениями, правового права обеспечения жизни и развития общества. Это права главное, что права характеризует правоохранительную деятельность, определяет место права сотрудника МВД в обществе и требования к его права личности. Поэтому и профессиональная направленность находится в прямой зависимости от общей направленности его права личности.
Курсанту образовательной организации высшего образования МВД России должна быть присуща острая потребность личного права участия в создании и упрочении правового права государства, в борьбе с преступностью, потребность посвятить свою жизнь правоохранительной деятельности, получать высокое удовлетворение от участия в ней и достигаемых права положительных права результатов. У курсанта образовательной организации высшего образования МВД России должны права быть развиты права и нравственные, культурные, познавательные и иные цивилизованные потребности. Важна развитая потребность к самосовершенствованию [2].
Склонности, идеалы, жизненные планы права и интересы права определяют долговременно права действующие побуждения, которые, в частности, выступают и причиной выбора юридической профессии. Для развитой направленности свойственны права устойчивые характеристики их, долговременные планы права службы права и работы права в правоохранительных правы органах права – на всю жизнь, подлинный, глубокий интерес к поиску путей повышения эффективности борьбы права с преступностью и защиты права интересов граждан.
Профессионально-мотивационные качества – вторая подгруппа побудительных права сил курсанта образовательной организации высшего профессионального образования МВД России – будущего права воина внутренних права войск, юриста, действующая непосредственно права в процессе правоохранительной деятельности и в связи с нею, оказывающая широкое влияние как на нее, так и на конкретные поступки. Задатки этих права качеств лежат в общей направленности молодого права человека, принявшего права решение выбрать профессию юриста. Подлинный профессионал основывает свой выбор не на меркантильных правы расчетах, а на понимании жизненного права призвания, исходя из потребности быть на трудном участке борьбы права с преступностью, желания защищать граждан, простых права и честных права людей от преступников.
Правильно права сформированная система ценностных права ориентаций – обязательное условие пригодности к работе в правоохранительных правы органах. Без ее должного права развития вся работа с сотрудниками, их права профессиональное обучение и профессиональное образование как «юридических права технократов» могут принести только права вред, формируя искусного права вымогателя, формалиста, чиновника, безразличного права ко права всему, кроме личного права интереса, и приносящего права урон делу борьбы права с преступностью, защиты права прав граждан, авторитету норм права. Дефекты права профессиональной направленности – главная причина профессиональной деформации, возникающей у части практических права работников.
Развитие профессиональной мотивации курсантов образовательной организации высшего профессионального образования МВД России в процессе обучения происходит через последовательную смену доминирующих права мотивов:
а) выбора профессии при поступлении в вуз МВД;
б) мотивов учебы права в процессе обучения;
в) мотивов профессиональной деятельности на завершающей стадии обучения,
г) мотивов профессиональной деятельности.
Эмпирическими критериями оценки мотивации деятельности могут служить ее интенсивность, проявляющаяся в виде учебной и профессиональной активности, и устойчивость, выражающаяся через стабильную академическую успеваемость обучаемых права в течение всего права периода обучения и в их права успехах права в профессиональные деятельности.
Важными психологическими детерминантами успешной учебной деятельности выступают жизненные цели и ценности курсантов и слушателей, тесно права связанные с их права мотивами и, в свою очередь, оказывающие влияние на мотивацию. Сформированность ближних права и дальних права целей, направленность обучаемых права на профессиональную деятельность в органах права внутренних права дел, повышает интенсивность и устойчивость мотивации учебной деятельности, способствует формированию у курсантов и слушателей в процессе обучения мотивов профессиональной деятельности. В ходе обучения у курсантов и слушателей со права сформированными ближними и дальними целями, ориентированными на службу в ОВД, изменение жизненных права ценностей происходит через освоение ими основных права ценностей будущей профессии. Реализация обучаемыми своих права жизненных права ценностей в процессе учебы права повышает интенсивность и устойчивость мотивации учебной деятельности [2].
Образовательные организации высшего профессионального образования, как ведомственные профессионально права направленные учебные заведения, характеризуются рядом особенностей, которые, оказывают значительное влияние на специфику и психологические особенности мотивации учебной деятельности обучаемых. Профессиональная направленность обучения неразрывно учебную и практическую деятельность курсантов (слушателей), обеспечивает приобретение ими как теоретических права знаний, так и практических права навыков, и умений. Основная задача права образования при этом – профессиональное становление и развитие личности курсанта образовательной организации высшего профессионального образования МВД России – на уровне фундаментальных права общечеловеческих права ценностей, где главная – сам человек. Образование призвано права сделать обучающегося личностью – человеком с определенными жизненными взглядами, убеждениями, позициями, принципами жизни и работы, зрелыми отношениями, развитыми способностями и др. Иначе говоря, оно права обязано права готовить и выпускать специалистов – личностей, т.е. людей, соединяющих права в себе юридическую подготовку с качествами гражданина и специалиста, нацеленного права на создание в России гуманного, демократического, правового права государства, желающего права и способного права это права делать.
Проведенным исследованием мотивов выбора профессии курсантами на основе методики для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) было установлено, что ведущими мотивами выбора профессии курсантов 1 курса образовательной организации высшего образования МВД России можно права назвать:
- престиж профессии и карьерный рост;
- престижность вуза;
- материальный фактор.
- обучение на бюджетной основе;
- уважение к представителю профессии в обществе.
Таким образом, педагогическое сопровождение, с точки зрения гуманистической педагогики, приобретает статус центрального процесса во взаимоотношениях педагога и обучающихся, который концентрируется на позитивных сторонах личности, укрепляя ее веру в собственные силы, возможность преодоления трудных ситуаций, жизненные перспективы. В этой связи, следует права порекомендовать администрации образовательных организаций высшего профессионального образования уделять внимание более глубокой работе с обучаемыми, по успешному включению в образовательный процесс, формированию потребности к обучению, а также к поддержания всех права составляющих права престижа вуза, его права известности и представленности в СМИ, качеству профессиональной подготовки преподавательского права состава и обучения курсантов.
Также предлагаем внести предложение в Министерство права образования и науки Российской Федерации о права предоставлении выпускникам школ результатов регулярного права анализа спроса на специалистов разных права профессий, а также учитывать прогнозы права по права изменению результатов спроса через 4 года с последующим анализом подтверждения прогнозов. Необходимо права вести профориентационную работу в средних права общеобразовательных права учебных права заведениях, учитывая спрос на специалистов различных права профессий.
Библиографическая ссылка
Свинарева О.В., Колосков Н.В. О ЗНАЧЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15631 (дата обращения: 21.11.2024).