Целью нашей работы был системный анализ развития высших психических функций (ВПФ) у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с использованием методов нейропсихологической диагностики.
В ходе эмпирического исследования решались следующие задачи: выявление индивидуальных особенностей психических функций; определение дефицитарного блока мозга. При изучении ВПФ дошкольников была использована серия заданий из методики нейропсихологической диагностики (авторы: Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева) [1].
Нейропсихологическая диагностика – это исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений ВПФ и установления связи выявленных дефектов /особенностей с патологией или функциональным состоянием определенных отделов мозга либо с индивидуальными особенностями морфофункционального состояния мозга в целом. Методологической основой нейропсихологической диагностики является теория системной динамической локализации ВПФ и метод синдромного анализа их нарушений (Лурия, 1962, 1973) [1].
Наше Исследование проводилось на базе Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №35 города Череповца. Для диагностики было взято 5 детей с задержкой психического развития 1 «А» класса.
По данной методике возможно провести группировку качественных параметров (симптомов) на основе их общей отнесенности к работе той или иной структуры, сфере или блока головного мозга с тем, чтобы сравнить степень недоразвития разных отделов мозга у данного ребенка или возрастной группы детей и определить устойчивость симптоматики в ходе динамического наблюдения. Для каждой психической сферы выделены ряд тестовых заданий, оценка выполнения которых производится по 6-балльной шкале (чем выше балл, тем больше дефицитарность определённой сферы). Результаты диагностики представлены на рисунке.
Дефицитарность психических сфер
Наибольшее отставание в развитии в двигательной, гностической и интеллектуальной сфере показала Мирослава; в мнестической – Кирилл; в речевой сфере – Алина и Мирослава; в сфере общей характеристики – Кира.
Нейропсихологическое обследование показало, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития наблюдается в парциальное отставание всех психических функций. В наибольшей степени интеллектуальной и мнестической сфер.
Библиографическая ссылка
Елина Д.Д. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С ЗПР В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15622 (дата обращения: 21.11.2024).