Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Малышева Е.В. 1 Черняева Т.Н. 1
1 Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых//http://www.consultant.ru.
2. Асмолов А.Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики – к педагогике развития // Современные технологии социально-педагогического проектирования в дополнительном образовании: материалы к семинару. – СПб., 1997. – С. 4-13.

В настоящее время развитие системы образования характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня общеобразовательная школа не может в полной мере удовлетворять потребностям развивающейся личности. Одна из основных задач учреждений дополнительного образования – раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности. Этим в значительной степени определяются характеристики образовательного процесса в данных учреждениях, отличающегося от базового иным способом педагогического руководства: обучающемуся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы; организуется творческое сотрудничество детей и взрослых.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства [1]. Это должно способствовать созданию условий для развития индивидуального потенциала учащихся, формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации.

Отсутствие в учреждениях дополнительного образования жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников образовательно-воспитательного процесса, наличие более широких возможностей по сравнению с другими социально-образовательными институтами создает благоприятные условия для социальной адаптации воспитанников.

Особое значение имеет социальная адаптация для подростков как процесс и результат согласования их индивидуальных возможностей и состояния с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам. Для успешного взаимодействия с окружающей средой подростку необходимо знать и придерживаться целей и норм, принятых в обществе, форм поведения, уметь быстро приспосабливаться к меняющимся условиям социальной среды. Но, учитывая возрастные особенности подростка, кризисный характер этого периода социальная адаптация может затрудняться. В этом случае важную роль играет система социальных институтов, среди которых можно выделить учреждения дополнительного образования, именно они могут помочь подростку адаптироваться к окружающим условиям и совершенствовать свою жизнь. Преимущества дополнительного образования в плане творческого развития и социальной адаптации учащихся, по мнению Асмолова А.Г. связано с:

- приоритетностью задач развития перед задачами обучения и воспитания;

- реализацией основного образования (формирование и развитие базовых характеристик личности) средствами дополнительного;

- обязательным сочетанием основного и дополнительного компонентов содержания образования;

- тесным сотрудничеством с родителями;

- наибольшим значением самого процесса деятельности, а не его непосредственного результата;

- постоянным присутствием игры;

- эмоциональной составляющей во взаимодействии взрослых и детей;

- обязательным наличием многообразной развивающей предметной среды [2].

Актуальность исследования проблем функционирования учреждений дополнительного образования детей в постоянно меняющемся образовательном пространстве (Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н., Асмолов А.Г., Голованов В.П., Лебедев О.Е., Наседкина Г.А. и др.) определяются интересом различных современных наук – социальной (Голованова А.А., Коломинский Я.Л., Мельникова Н.Н., Осницкий А.К., Парыгин Б.Д. и др.) и общей психологии (Немов Р.Р., Реан А.А., Битянова М.Р., Григорьева М.В., Дубровин Д.Н., Ромм М.В. и др.), общей (Александрова Е.А., Никандров Н.Д., Фрумин И.Д. и др.) и социальной педагогики (Галагузова М.А., Голованова Н.Ф., Мудрик А.В., Овчарова Р.В. и др.) и т.д.

Целью нашей работы является проведение исследования на выявление динамики уровня социально-психологической адаптации учащихся в условиях учреждения дополнительного образования. В качестве общей гипотезы исследования выступило предположение о том, что в условиях учреждения дополнительного образования уровень социально-психологической адаптации учащихся повышается.

Для достижения поставленной цели нами использовались следующие методы исследования: шкала социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд в адаптации А.К. Осницкого); методика изучения социализированности личности (М.И. Рожков), методика определения уровня ситуативной и личной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин).

Исследование проводилось на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» г. Саратова. Всего выборка составила 50 человек – учащихся 7–8-х классов (возраст 14-15 лет) учреждения дополнительного образования из различных творческих объединений. Исследование осуществлялось с сентября 2014 по май 2015 гг. В соответствии с целью исследования в начале и в конце учебного года была проведена диагностика.

Методика «Шкала социально-психологической адаптации» (К. Роджерс и Р. Даймонд в адаптации А.К. Осницкого) позволила получить результаты по восьми шкалам: адаптивность, самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт, интернальность, стремление к доминированию, эскапизм. Методика затрагивает изучение не только общей социально-психологической адаптации, но и позволяет увидеть особенности самовосприятия подростка, восприятие других, оценку своих возможностей. Результаты данной методики показали, что на начало учебного года по показателям адаптивности, приятия себя, приятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, эскапизм (уход от проблем) преобладал средний уровень, по показателю доминирование показатели среднего и низкого уровня были одинаковыми. На конец учебного года результаты показали явную положительную динамику, так как в большей степени стал преобладать высокий и средний уровень по всем показателям кроме эскапизма, здесь, наоборот показатель эскапизма уменьшился, что говорит о готовности подростков сталкиваться с проблемами и решать их, а не избегать. Показатель приятия себя достаточно резко изменился, это говорит о доверии подростков к себе и повышении самооценки. Также сильно изменился показатель стремление к доминированию, что может говорить о развитии большей самостоятельности подростков, стремлении самостоятельно принимать решения, появлении лидеров в малых группах. В целом результаты данной методики говорят о повышении общего уровня социально-психологической адаптации в конце учебного года, хотя маленький процент обучающихся иногда продолжает испытывать трудности в приятии себя, других, эмоциональном комфорте.

Результаты, полученные после проведения методики изучения социализированности личности (М.И. Рожков), позволили выявить уровни показателей социальной адаптированности, автономности, социальной активности, нравственности учащихся на начало и конец учебного года. При этом на начало учебного года преобладали средний и низкий уровни по всем показателям, но на конец учебного года была выявлена резкая положительная динамика, стали преобладать высокий и средний уровень по всем показателям, низкого уровня уже не наблюдалось. Данные результаты подтверждают нашу гипотезу о том, что общий уровень социализированности личности повысится в конце учебного года и зависит от включенности учащихся в образовательную среду учреждения дополнительного образования.

Результаты, полученные после проведения методики Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина в начале учебного года показали высокий уровень как ситуативной, так и личной тревожности учащихся.

Показатели социально-психологической адаптации (количество человек)

Показатели

Уровень на начало учебного года

Уровень на конец учебного года

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Адаптивность

5

30

15

24

25

1

Приятие себя

3

30

17

15

33

2

Приятие других

0

40

10

20

27

3

Эмоциональный комфорт

5

30

15

25

23

2

Внутренний контроль

6

33

11

15

33

2

Доминирование

10

20

20

15

32

3

Эскапизм

15

30

5

5

15

30

Абсолютные показатели социализированности обучающихся (количество человек)

Показатель

Уровень на начало учебного года

Уровень на конец учебного года

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Соц.адаптированность

10

30

10

27

23

0

Автономность

5

20

25

20

30

0

Соц.активность

5

30

15

22

28

0

Нравственность

5

35

10

35

15

0

Уровень ситуативной тревожности (%)

Уровень

На начало учебного года

На конец учебого года

Высокий

30

20

Средний

60

65

Низкий

10

15

Полученные результаты свидетельствуют, что ситуативная тревожность на начало учебного года у учащихся оказалась достаточно высокой, что на наш взгляд могло быть связано с попаданием детей в новую образовательную среду учреждения дополнительного образования и её принципиальными отличиями от общеобразовательного учреждения, незнакомой обстановкой, другими отношениями, как со сверстниками, так и с педагогами и др. Однако на конец учебного года показатели ситуативной тревожности снизились.

Уровень личной тревожности (%)

Уровень

На начало учебного года

На конец учебого года

Высокий

25

15

Средний

70

75

Низкий

5

10

Полученные результаты свидетельствуют, о том, что личная тревожность на начало учебного года была высокой, это можно объяснить личными особенностями учащихся, однако, на конец учебного года уровень личной тревожности, как и ситуативной, снизился, что указывает на хороший адаптационный процесс в новых условиях среды среди учащихся.

Соответственно выявлена позитивная динамика снижения уровней ситуативной и личной тревожности учащихся, что указывает на позитивное влияние условий учреждения дополнительного образования на социальную адаптацию подростков и достижение эмоционального комфорта в условиях нахождения в данном учреждении.

Таким образом, проведенное исследование показало, что в процессе социальной адаптации в учреждениях дополнительного образования формируются социальные качества общения, поведения и деятельности, принятые в обществе, благодаря которым подросток реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. Этому способствует творческая и эмоционально-окрашенная деятельность подростков в учреждениях дополнительного образования. Проблема социальной адаптации подростков требует изучения, так как новые условия меняющегося общества требуют постоянного обновления не только знаний, но и ценностных установок. Социальную адаптацию, которая является непрерывным процессом, часто связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида. Настоящее исследование рассматривало данный процесс на ограниченном временном отрезке – подростковом периоде, вне кардинальной смены деятельности, (но с привлечением новых видов), сопровождающимся расширением социального окружения, сменой и обогащением социальных ролей, совершенствованием социального и личностного опыта. В ходе исследования было выявлено, что в процессе посещения учреждения дополнительного образования уровни ситуативной и личной тревожности снижаются и повышается уровень общей социализированности и социально-психологической адаптированности подростков.


Библиографическая ссылка

Малышева Е.В., Черняева Т.Н. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15618 (дата обращения: 07.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674