Алгоритм – от лат. Algorithmi способ (программа) решения вычислительных и других задач, точно предписывающих, как, и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными.
Технология реабилитации опорно-двигательного аппарата (ОДА), включает в себя 5 модулей, позволяющих решать конкретные задачи:
1. Модуль диагностики;
2. Модуль анализа;
3. Модуль реабилитации;
4. Модуль контроля;
5. Модуль профилактики.
Модуль является относительно самостоятельной частью разработанного алгоритма.
Целью модуля I (модуля диагностики) является получение объективных данных о состоянии организма. В этой связи в состав модуля I должны входить методы диагностики физического и функционального состояния занимающихся с учетом их пола и возраста.
Целью модуля II (модуля анализа) является оценка физического и функционального состояния организма, соотнесение к одной из групп обучения (основной, специальной…), а так же, при наличии данных о нарушениях ОДА постановка диагноза, выбор стратегии реабилитационных и или профилактических мероприятий.
Структура модуля II (модуля реабилитации) предполагает:
- Выбор необходимых средств и методов физического воздействия.
- Определение параметров нагрузки (интенсивность, объем, направленность) с учетом данных, полученных в процессе реализации модуля I.
Цель модуля III (модуль реабилитации) – осуществление реабилитации выявленных отклонений в состоянии ОДА средствами физических упражнений в процессе физического воспитания. Содержание модуля должны составлять специально подобранные и биомеханически правильно ориентированные на коррекцию выявленных нарушений ОДА физические упражнения, средства физического воспитания, способствующие коррекции имеющихся деформаций, как при их выполнении, так и формирующих необходимый двигательный стереотип (закрепление полезного результата функциональной системы, организованной по принципу достижения полезного результата функции).
В состав модуля IV (модуля контроля) входят мероприятия по контролю текущего состояния ОДА и наличие обратной связи с модулем II по показателям методов исследования входящим в состав модуля I, которые позволяют отслеживать происходящие изменения в состоянии ОДА в результате воздействия содержания модуля III и модуля V.
В структуре алгоритма реабилитации отклонений ОДА, модуль V (модуль профилактики) направлен на стимуляцию профилактических мероприятий с целью физического и функционального развития наблюдаемых. Содержание и средства модуля профилактики используются в совокупности с любой формой двигательной активности обеспечивающей всестороннее развитие организма.
Реализация предлагаемой технологии реализуется на основе предлагаемого алгоритма и зависит от текущего состояния ОДА наблюдаемого и предусматривает следующую последовательность:
Исходным пунктом в структуре алгоритма является модуль I.
Он подразумевает регистрацию параметров функционального и физического состояния организма студента, получение данных о наличии или отсутствии нарушений ОДА.
Модуль II (анализа) содержит методы медицинского и физиолого-педагогического анализа физического и функционального состояния индивидуума, анализа выявленных в модуле I нарушений ОДА и служит основой для принятия конкретных мер реабилитации и соответствующих управленческих решений.
В первом случае, если анализ текущего состояния ОДА показывает отсутствие различных отклонений, то рекомендовано использование модуля V (модуля профилактики), основу которого составляют упражнения, способствующие развитию адаптационных возможностей, физических и функциональных качеств и имеющих в своей основе профилактическую направленность, в том числе и нарушений ОДА.
Объем и интенсивность применяемых средств и методов физического воспитания должен соответствовать возрасту, полу, уровню развития физических качеств и текущему функциональному состоянию занимающихся.
Во втором случае, если анализ состояния ОДА выявляет имеющиеся одно или ряд отклонений от нормы, рекомендуется использование средств и методов физического воспитания модуля III, основу которого составляют реабилитирующие упражнения, подобранные на основе проведенного анализа в процессе реализации модуля II.
Объем и интенсивность используемых средств и методов зависит от степени отклонений в состоянии ОДА, уровня физического развития, физической и функциональной подготовки занимающихся.
Нами предлагается поквартально использовать модуль IV. В основу модуля положена диагностика анатомо-физиологического состояния ОДА (сравнение конечных показателей с их исходными значениями), регистрируемыми при реализации задач модуля I.
Имея такую информацию, педагог может объективно оценивать состояние ОДА и принимать соответствующее управленческое решение для дальнейших действий:
1. В случае положительной динамики состояния ОДА и соответствия организма возрастным нормам анатомо-физиологического состояния, данной категории наблюдаемых рекомендован набор средств из модуля V.
2. При незначительной положительной динамике исследуемых параметров и сохранении отклонений в состоянии ОДА, данная группа продолжает заниматься по программе модуля III с возможной коррекцией этой программы.
3. В случае отсутствия положительной динамики, стабилизации или ухудшения рассматриваемых показателей анатомо-физиологического состояния и уровня физического состояния данному индивидууму или группе необходимо повторное исследование по программе модулей I и II, для выявления причин, вызвавших отсутствие положительной динамики.
4. Группа наблюдаемых, занимающаяся по программе модуля V, через каждый квартал проходит контроль с использованием программы модуля I и при положительной динамике показателей и отсутствии отклонений со стороны ОДА продолжает занятия по модулю V с увеличением объема и интенсивности используемых средств и методов физического воспитания.
Таким образом, реализация предложенного алгоритма позволяет проводить планомерную работу по профилактике и реабилитации отклонений ОДА в процессе вузовского физического воспитания, что полностью соответствует принципам его непрерывности. Применение изложенного алгоритма технологии реабилитации ОДА должно способствовать внедрению в систему физической культуры научно обоснованных подходов к использованию методов и средств физического воспитания, контроля состояния ОДА, что, несомненно, положительным образом скажется на улучшении физического состояния подрастающего поколения, будет способствовать их гармоничному развитию и укреплению их здоровья.
Библиографическая ссылка
Конько Д.С., Инев М.А., Царапкин Л.В. СТРУКТУРА АЛГОРИТМА ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ВУЗОВСКОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15579 (дата обращения: 21.11.2024).