Выбор профессии – это важный шаг в жизни каждого человека. Именно он влияет на дальнейшее самоопределение и становление личности. Человек сознательно делает свой выбор, учитывая социальную значимость профессии, уровень своих способностей, свою заинтересованность в получении профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для будущего работника.
Учебная мотивация является важной и неотъемлемой частью в профессиональной направленности. Она позволяет личности определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности.
Этой проблеме посвящены работы А.К. Марковой, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, П.М. Якобсона, Л.И. Божовича и др. Однако, не смотря на целый ряд работ, посвященных проблеме исследования профессиональной направленности и учебной мотивации в процессе обучения, проблема остается все еще актуальной.
В связи с этим проводимое исследование направлено на определение взаимосвязи профессиональной направленности и учебной мотивации студентов второго курса. Исследование проводилось с использованием двух методик: методика диагностики уровня профессиональной направленности, диагностика учебной мотивации.
На основе анализа полученных результатов были выделены следующие группы студентов: с высоким, средним и низким уровнями профессиональной направленности.
Первая группа студентов – с высоким уровнем профессиональной направленности составила 18 % от общей численности выборки испытуемых. Из них учебно-познавательными мотивами обладают 90 % студентов и у всех высокий уровень коммуникативных мотивов. Это значит, что высокомотивированные студенты стремятся в большей степени к общению и получению знаний. Все студенты также желают получить необходимые знания и навыки в выбранной профессиональной области. 70 % имеют мотив избегания, что свидетельствует о неуверенности в завтрашнем дне. Мотивами престижа обладают 87 %, то есть, большинство студентов стремятся поддержать свой социальный статус.
Во вторую группу – со средним уровнем профессиональной направленности относится 71 % студентов. Из них только 25 % большую значимость уделяют учебно-познавательным мотивам. 42 % преобладают коммуникативные мотивам, это говорит о том, что студенты связаны с необходимостью в общении. 67 % имеют высокий уровень избегания, что свидетельствует о понимании необходимости выполнения деятельности или дальнейших наказаний за несделанную работу. Мотивы престижа преобладают в данной группе студентов, а именно 75 % стремится получить или поддержать высокий социальный статус. 100 % студентов желают получить необходимые знания и навыки в выбранной профессиональной области. 58 % студентов стремится к развитию своих способностей и их реализации, а также имеют творческий подход к решению задач.
Третья группа студентов – с низким уровнем профессиональной направленности. Хочется отметить, что таких студентов немного, но они есть. Для этой группы профессиональная сфера еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Профессиональную направленность имеет 11 % студентов. И для всех не являются важными учебно-познавательные мотивы, а у 80 % преобладают коммуникативные мотивы. Мотивы избегания выявлены у 60 %, а мотивы престижа – у 90 %. По-нашему мнению, это связано с тем, что студенты еще находятся на стадии самоопределения, и боятся ответственности, а престиж и общение играют для них большую роль, чем профессиональные навыки и знания.
Корреляционный анализ показал взаимосвязь профессиональной направленности и учебной мотивации студентов. Так, профессиональная направленность коррелирует с профессиональными мотивами (r=0,81), мотивами творческой самореализации (r=0,40) и социальными мотивам (r=0,42). Высокомотивированные студенты в сфере профессиональной деятельности (учебы), в сфере самореализации и социальной сфере проявляют высокий уровень профессиональной направленности.
Таким образом, уровень профессиональной направленности зависит от компонентов учебной мотивации: профессиональных мотивов, мотивов самореализации и социальных мотивов.
Библиографическая ссылка
Харитонова Е.А., Заирова Э.Ш., Минахметова А.З. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15373 (дата обращения: 07.10.2024).