Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВЫРАЖЕННОСТЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ СТУДЕНТОВПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Садыкова А.Ф. 1
1 Елабужский институт, филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
1. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 216 с.
2. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 5. – С.45-57.
3. Новиков А.М. Методология образования. Издание второе М.: «Эгвес», 2006. – 488 с.

Рефлексия (от лат. Reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний [2, с. 233]. Понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Трактовка рефлексии стала главной аксиомой интроспективной психологии. Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом – лицом или общностью – того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Pефлексия – это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Традиция исследований рефлексии в западной социальной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули и связана с экспериментальным изучением диад – пар субъектов, включенных в процесс взаимодействия в искусственных, лабораторных ситуациях.

Отечественные исследователи (Г.М. Андреева и др.) отмечают, что для понимания рефлексии ее необходимо рассматривать на сложных организованных реальных социальных группах, которые объединены значимой совместной деятельностью[3]. Рефлексия – это способность к пониманию психики других людей, включает способность «встать на место другого», механизмы проекции, идентификации, эмпатии. А.А. Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен, проявляющийся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика. Таким образом, рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это, как сказал Д. Дьюи, «вечный ученик своей профессии» с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию.

Мы провели исследование рефлексивности по методике, А.В. Карпова [4, с.52]. Данный опросник предназначен для измерения степени развития личностного свойства, состоит из 27 вопросов. После тестирования формируется значение, характеризующее общую степень развития рефлексивности личности. Измерение личностной рефлексивности, применимо с рамках психологического консультирования, научных исследований, при профотборе, особенно в рамках предполагаемых специальностей типа «человек-человек». Исследование было проведено среди студентов ЕИ КФУ инженерно-технологического факультета (ИТФ), татарской и сопоставительной филологии (ФТиСФ). В результате обработки данных, мы получили, что у студентов присутствуют три уровня: высокий уровень развития рефлексивности (10 % студентов), средний уровень рефлексивности (80 %), и низкий уровень рефлексивности (10 %). Отличий в процентном отношении между студентами двух факультетов мы не выявили.

Таким образом, мы получили, что у студентов педагогических специальностей, важное профессиональное качество как рефлексивность у большинства студентов (ФТиСФ, ИТФ) выражено на среднем уровне. Это качество необходимо формировать для того, чтобы обеспечить непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, анализировать уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий, анализировать предстоящую деятельность, планировать прогнозированием вероятных исходов, ориентированных на будущее.


Библиографическая ссылка

Садыкова А.Ф. ВЫРАЖЕННОСТЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ СТУДЕНТОВПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15368 (дата обращения: 04.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674