Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Шевелева О.Е. 1 Захарова М.Э. 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Обстоятельства жизни современного общества как никогда делают востребованными качества, позволяющие справляться с трудностями. Одним из таких феноменов является жизнестойкость. Это понятие было введено С. Мадди, который определял его как характеристику личности, являющуюся ключом к стрессоустойчивости и состоящую из трансформационного копинга, жизнестойкого отношения к окружающим людям, а также установок: вовлеченности, контроля и принятия риска. Данная характеристика у человека активно развивается в юности, возрасте обретения себя, становления перспектив жизни. Следовательно, актуально рассмотреть особенности данного феномена в личности современного студента.

Нами было проведено исследование феномена жизнестойкости у студентов педагогического вуза. Методы исследования: «Тест жизнестойкости» С. Мадди, адаптированный Д. А. Леонтьевым и анкета на определение представлений о жизнестойком человеке А.Н.Фоминовой. Выборка состояла из 45 девушек и 41 юноши, студентов НГПУ им. К.Минина. Как и предполагалось, уровень жизнестойкости студентов юношей выше, чем у студенток девушек на 12 баллов. Среди юношей с высокими показателями общего уровня жизнестойкости выделяются 34 человека, с низким – 8, тогда как у девушек с высоким показателем 33, с низким – 12 человек. Не смотря на почти равное количество человек с высоким показателем и у юношей и у девушек, среди юношей он выше нормы 80,72 со стандартным отклонением в 18,53 балла у двоих человек, у девушек подобного не наблюдается, наоборот прослеживаются низкие показатель на уровне 20-30 баллов. Что касается контроля и принятия риска, у девушек показатели чуть ниже. И только вовлеченность девушек-первокурсниц ниже стандартного отклонения и составляет 28,16.

У девушек гораздо выше показатель ответов на 6 и 13 вопросы: «Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств» и «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Это говорит о том, что девушки более гибкие и смотрят на жизнь более конкретно . Примечательно, что и юноши, и девушки, всегда контролируют ситуацию настолько, насколько это необходимо, по их мнению, а также стараются быть в курсе событий. Испытав поражение, они всегда возьмут реванш. Ответы на эти вопросы превышают стандартный уровень.

Большинство юношей и девушек определяют жизнестойкость как умение преодолеть жизненные трудности, следующим многочисленным ответом является стойкость, сила, уверенность в себе, умение не теряться. Девушки, как натуры аналитически мыслящие, выделяют еще проявление терпения при решении задач, а также принятие самостоятельного решения и ответа за него. Примером жизнестойкого человека у юношей в основном оказались знаменитые люди, чуть меньше – члены семьи, все они, так же как и у девушек, стойкие, уверенные в себе люди, ставящие себе цели и упорно добивающиеся их, не смотря на многочисленные жизненные трудности. Среди юношей тоже есть один человек, кто не находит для себя примера жизнестойкого человека. Основной состав девушек и юношей проявляют жизнестойкость в столкновении с трудноразрешимыми ситуациями, в экстремальных, сложных обстоятельствах, немногие, когда чувствуют себя уверенно. Юноши расширили варианты ответов на данный вопрос: они проявляют данное качество при выходе на футбольное поле или боксерский ринг. Слова, пословицы, художественные произведения, поддерживающие студентов обеих групп в жизни это пословицы, дающие некоторое напутствие («Семь раз упади, восемь – встань»), формирующие сильный характер («Трудности формируют характер»). Различие между девушками и юношами состоит в том, что среди юношей количество пословиц, имеющих пессимистическую направленность, сведено к минимуму, тогда как у девушек они занимают второе место. Отметим, что среди юношей было названо художественное произведение русского классика М. Ю. Лермонтова поэма «Мцыри», главная идея которой – свобода личности, свобода выбора. Подавляющее большинство юношей и девушек отмечают русских классических писателей и поэтов XIX и XX в.в., творчество которых поддерживают их в жизни. Среди юношей, кроме писателей были отмечены в основном американские общественные деятели, продюсеры, актеры, испанский футболист Рауль и английская певица Адель. Также как и девушки, юноши выделили среди качеств жизнестойкого человека целеустремленность, решительность, уверенность, настойчивость, независимость. На втором месте у обеих групп оказались доброжелательность, оптимистичность. Качества не жизнестойкого человека прямо противоположны выше названным. Юноши оценивают себя несколько выше, чем девушки ровно на один балл, а степень эмоционального напряжения оценивают в 5,6 баллов, когда девушки – в 7.

Таким образом, девушки склонны к самоанализу и к самокопанию, то есть их уровень жизнестойкости гораздо ниже, чем у активных, вовлеченных, оптимистичных юношей. Исследование подтвердило: гендерный фактор действительно влияет на жизнестойкость.


Библиографическая ссылка

Шевелева О.Е., Захарова М.Э. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15349 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674