Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Егорова В.Г. 1 Михалева А.Б. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет
1. Гомбоева Б.В., Михалева А.Б. Интеллектуальное развитие / Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. – Якутск, 2013. – С. 13-15.
2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 1999. – 624 с.
3. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб: Речь, 2006. – С. 3, 200.

В работе представлена попытка определить различия учебной мотивации младших школьников коррекционной и общеобразовательной школы. Согласно методологическим для российской психологии теориям А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, учебная деятельность является ведущей для психического и личностного развития в младшем школьном возрасте. Основу учебной деятельности составляют потребность в знании и учебная мотивация. В психологической науке понятие мотивации определяется как стремление человека добиваться успехов в деятельности, особенно в условиях сравнения с достижениями других людей. Учебная мотивация – потребность индивида добиваться успеха и избегать неудачи, субъективная оценка вероятности успеха в определенных видах деятельности [2].

Осознанная, целенаправленная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний, называется познавательной деятельностью и осуществляется в процессе всех видов деятельности: общения, игры, труда и учебной деятельности. Познавательный интерес – эмоционально насыщенная направленность субъекта на значимые для него объекты, проявляется в повышенном внимании к объекту [2].

Главной детерминантой низкой учебной мотивации и познавательной деятельности является недостаточный уровень развития психики школьника, в связи с этим он становится трудно обучаемым и испытывает определенные сложности в учебной деятельности. Так же дети, не справляясь с учебной нагрузкой, могут иметь проблемы в общении с одноклассниками. Устойчивая слабая успеваемость и даже неуспеваемость, по мнению психолога Н.И. Мурачковского (1977), могут привести к серьезным психологическим последствиям. Возможны существенные отклонения в развитии школьников, формирование агрессивности, неуверенности в себе, замкнутости, лживости. Неуспеваемость школьника может стать причиной школьной дезадаптации, стремительного снижения учебной мотивации, а как следствие – ухудшение поведения, а иногда даже и криминального поведения [3]. Развитие психических функций на этапе начальной школы является определяющим для дальнейшего обучения в средней школе. В возрасте 10-11 лет, согласно культурно-исторической концепции развития психики, должно завершиться развитие высших, произвольных процессов, необходимых для успешного обучения школьным курсам фундаментальных наук: алгебра, физика, химия [1]. Дифференциация обучения детей в общеобразовательной и коррекционной школе обусловлена их индивидуальными различиями в психическом развитии. Эти различия проявляются в интеллектуальном, моральном и межличностном развитии. Следовательно, учащиеся вышеуказанных школ должны по-разному воспринимать один и тот же учебный материал и социальную ситуацию развития, у них должны различаться учебная мотивация и познавательный интерес.

В целях определения учебной мотивации был разработан комплекс вопросов и проведен опрос школьников 3 класса двух школ г. Якутска: коррекционной школы – интерната (КШ) и общеобразовательной школы (ОШ). Всего было опрошено 24 школьника, среди них 12 учащихся КШ и 12 ОШ.

Высокий уровень

25-30б

Хороший уровень

20-24б

Положительное отношение

15-19б

Низкий уровень

10-14б

Негативное отношение

Ниже 10б

КШ/ОШ

К/О

К/О

К/О

К/О

17 %/17 %

25 %/50 %

42 %/17 %

8 %/16 %

8 %/0 %

Согласно результатам исследования большинство школьников показали «хороший уровень» и «положительное отношение» в учебной мотивации. Вместе с тем, в целом, уровень учебной мотивации учащихся ОШ выше по сравнению с результатами КШ. Так, количество выборов «хороший уровень» ОШ в два раза превышает результат КШ, так же в ОШ отсутствуют выборы «негативное отношение». В КШ большинство выборов относится к уровню «положительное отношение», качество которого уступает «хороший уровень». Следовательно, гипотеза о том, что главной детерминантой низкой учебной мотивации и познавательной деятельности является недостаточный уровень развития психики школьника, подтвердилась. Уровень интеллектуального развития учащихся коррекционной школы (у большинства выявлена задержка психического развития) уступает развитию школьников из обычной школы.


Библиографическая ссылка

Егорова В.Г., Михалева А.Б. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15323 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674