В настоящее время актуальность проблемы в условиях социального обновления России наблюдается заметное повышение напряженности и конфликтности в различных сферах общественной жизни, в том числе и в области образования. В связи с этим в последнее время возрос интерес к проблеме конфликта, весьма актуальной как в научном, так и прикладном отношениях.
Современные исследования показывают, что учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе рассматривается как сложная система одно- и многоуровневых взаимоотношений индивидуального, индивидуально-группового и группового характера, включающая такие подсистемы, как «ученик – ученик», «учитель -школьник», «педагог – педагог», «учитель – директор», а также «администрация и педагоги школы – родители», «родители – дети» и др.
От того, в какой мере эффективно происходит взаимодействие между всеми названными участниками образовательного процесса, зависит достижение конечных его целей – воспитание человека как гармонично развитой личности с высоким творческим потенциалом саморазвития.
Реальная же педагогическая практика показывает, что такого плодотворного взаимодействия между ними не наблюдается. Процесс обучения в современной общеобразовательной школе насыщен множеством конфликтов, различных по происхождению, форме и напряженности, особенно в системе взаимоотношений «педагог – учащиеся» вследствие различий в их ролевых позициях.
Проблема возникновения конфликтов между учащимися и учителем, была предметом научного интереса целого ряда отечественных психологов, таких как: Б.Г.Ананьева, А.Я. Анцупова, В.П. Битуев, Б.Ф.Ломова, Л.С. Выгодского, на концептуальных идеях школьной и педагогической конфликтологии В.И. Журавлева, Н.Н. Рыбакова, И.И. Рыданова, Г.А.Чистякова. Зарубежные психологи: Ст. Холл, Глласер Уильям, Р. Фишер, У. Юри и др.
Велико и число научных трудов в области общей, частной, и прикладной конфликтологии (социальной, политической, экономической, юридической и т.п.). Однако работы, которые учитывали бы специфику школьных конфликтов, и в которых предлагались бы эффективные научно обоснованные меры по их разрешению и предупреждению весьма не многочисленны. Недостаточная разработанность теоретических и практических аспектов школьной конфликтологии, отсутствие научных рекомендаций, соответствующих новой социально-педагогической ситуации, приводят к тому, что педагог продолжает оставаться один на один с возникающими у него в процессе обучения трудностями и прежде всего социально-психологического характера. Порождающиеся вновь и вновь конфликтные ситуации приводят к снижению успеваемости школьников, ухудшению дисциплины у них, а также к другим нежелательным и негативным последствиям в развитии их личности и поведении.
Целью экспериментальной работы было изучение конфликтных ситуаций и выявление типичных форм поведения в конфликтных ситуациях между учащимися и учителем.
Наше экспериментальное исследование было организованно на базе МБОУ СОШ №1, г. Ставрополя.
На констатирующем этапе исследования, ученикам, учителям и родителям предлагалось выполнить задания по следующим методикам:
– Методика 1. Социологический опрос «Л.Г. Борисова, А.Н. Дахин: Исследовательский реферат»;
– Методика 2. Тест Томаса «Психологические тесты. Том 2. Под редакцией А.А. Карелина.
Из данных, раскрывающих причины школьных конфликтов и способы, с помощью которых можно было предупредить их возникновение, мы сделали следующие выводы:
Как школьники, так и учителя занимают взаимообвинительные позиции в оценке главных виновников возникновения конфликтов между ними, о чем свидетельствуют результаты проведенного опроса. Они показали, что две трети учителей и столько же учащихся видят виновниками в происхождении конфликтов между ними противоположную сторону.
Другой важной причиной возникновения конфликтов между школьниками и учителями является отсутствие у последних педагогического авторитета. Только треть опрошенных учащихся отмечают наличие у школьных учителей педагогического авторитет, и в качестве основных слагаемых авторитета педагогов выступают, по мнению учеников, – это положительное отношение учителей к детям и к своему делу, а также педагогический такт и мастерство.
Повышенная агрессивность и негативное отношение учителей к школьниками, особенно к слабоуспевающим и мало дисциплинированным ученикам порождает конфликтогенную ситуацию во взаимоотношениях между ними.
К числу конфликтогенных факторов психофизиологического характера следует отнести состояние нарастающего в течение рабочего дня утомления школьных учителей. В исследовании было обнаружено, что у учителей, работающих в две смены, количество конфликтных ситуаций со школьником во второй половине дня по отношению к первой возрастает вдвое.
Для формирования у школьников и учителей адекватных представлений друг о друге наиболее пригодными оказались методы групповой дискуссии и группового принятия решений, реализуемые в организационных формах типа «круглого стола» или кружковой работы по интересам и т.п.
Одним из способов предупреждения конфликтов возникающих между педагогами и учащимися по поводу несправедливо выставляемых учителями оценок может стать введение в традиционную внешнюю систему школьного контроля знаний элементов ученического взаимоконтроля и самоконтроля в оценке знаний и учебных достижений школьников. Использование этого способа предупреждения конфликтов в нашем экспериментальном исследовании привело к полному исчезновению конфликтных ситуаций, возникающих по данному поводу.
На основе результатов, полученных в проведенном нами исследовании можно предположить следующие научно-практические рекомендации в адрес учащихся, а также педагогического и руководящего персонала общеобразовательных школ:
1. В целях предотвращения конфликтных ситуаций между учителями и учащимися, администрации общеобразовательных школ необходимо в рамках внутришкольных форм повышения квалификации педагогического персонала предусмотреть:
а) проведение цикла лекций по основам школьной и педагогической конфликтологии;
б) организацию обучения педагогов научно-практическим методом выявления причин и основным способам разрешения и предупреждения школьных конфликтов.
2. Педагогическому персоналу общеобразовательных школ следует в большем объеме и разнообразии предусматривать формы совместной работы, как на уроках, так и во внеурочное время при проведении внутри- и внешкольных мероприятий.
3. Для старшеклассников целесообразно организовать небольшие по объему факультативные занятия по социальной психологии и психологической культуре взаимоотношений, а также социально-психологическое обучения в его разнообразных активных групповых формах.
Библиографическая ссылка
Каракашева Н.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ УЧАЩИМИСЯ И УЧИТЕЛЕМ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15315 (дата обращения: 07.10.2024).