В современных условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) на дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) возлагаются ответственные социальные задачи. Основными условиями ФГОС ДО определяет взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов – партнерство с семьей [6]. Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения выдвигают взаимодействие с родителями на одно из ведущих мест.
Проблема исследования эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей описана в работах Н.Ф. Виноградовой [1], В.Н. Гребенниковой [2], В.П. Дуброва [3], Г.Н. Зверевой [4], Л.Н. Свирской [5] и др.
Существуют две формы взаимодействия воспитателя с родителями дошкольников: традиционные и нетрадиционные. К традиционным формам относятся: родительские собрания, конференции, «круглые столы» и др. К нетрадиционным формам относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, занятий; фотографии, выставки детских работ, «почтовый ящик», участие родителей в конкурсах, выставках и т.д. [6]. Одной из самых современных, но и эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание, которое можно проводить в форме дискуссий, круглых столов, используя видеозаписи деятельности детей, конкурсных выступлений и др.
Важно строить общение с родителями, чередуя традиционные и нетрадиционные формы.
Нетрадиционные формы организации делятся на следующие группы:
- информационно-аналитические – используются для выявления интересов;
- досуговые – устанавливают эмоциональный контакт через опросы, анкетирование и т. д.;
- познавательные – знакомят родителей с разнообразными особенностями детей (психологическими, возрастными);
- наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские – знакомят с работой дошкольного образовательного учреждения.
Изучение семьи ребенка позволяет педагогу ближе познакомиться с ними, понять стиль жизни семьи, традиции, духовные ценности и т.д. В зависимости от различий семейного воспитания, в структуре общения, необходимо применять разнообразные формы работы.
Дуброва В.П. предлагает следующие этапы сотрудничества с родителями [3]:
1-й этап – родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. Результат является дальнейшим планированием работы с родителями;
2-й этап – заинтересовать родителей работой педагогов детского сада;
3-й этап – сформировать у родителей более полный образ своего ребенка;
4-й этап – рассказ родителей о чертах ребенка, о трудностях и тревогах:
5-й этап – планирование содержание работы с родителями.
Задача педагогов – заинтересовать родителей, чередуя традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия. Планируя эти формы работы, воспитателю следует способствовать тому, чтобы родители проявляли себя как активные субъекты образовательного процесса, обеспечивая единство педагогического влияния на дошкольников в образовательном учреждении и в семье [8].
С учётом представлений о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству, надо выбирать формы взаимодействия, что предполагает наличие эмпатии. А содружество является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.
Библиографическая ссылка
Садовникова А.А. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15303 (дата обращения: 21.11.2024).