Актуальность исследования проблемы религиозной зависимости в подростковом возрасте обусловлена тем, что в настоящее время многие люди подвергаются различным воздействиям представителей тоталитарно-деструктивных культов, которые крайне опасны, так как разрушают психическое и физическое здоровье человека. А подростки – это одна из наиболее уязвимых категорий, подверженных попаданию под влияние сектантов. На данный момент в России нет официальной статистики, но по разным оценкам, количество людей, попавших под их влияние составляет от 800 000 до 1,5 млн. [8]. Вместе с тем на основании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» [3] необходимо проведение профилактической работы, способствующей выработке устойчивых форм социально приемлемого поведения личности в ситуации вовлечения в разного рода организации, в том числе, религиозной направленности.
Заметим, что под зависимостью понимается подчиненность другим (другому) при отсутствии самостоятельности, свободы. В этом случае человек не может сам принимать решения и выполнять что- либо по своей воле. При этом надо различать понятия «зависимость» от понятия «религиозная зависимость», которая представляет собой одну из распространённых форм зависимости, опасной тем, что может нанести как материальный, так и моральный ущерб человеку [4]. Религиозная зависимость состоит в том, что люди группируются по определённым признакам, а именно: имеют ограниченный круг общения, отсутствие цели в жизни, потерю связей в ближайшем окружении (семья, друзья), чрезмерное увлечение религиозной литературой, верят в свою избранность. Так или иначе, но все их интересы становятся непосредственно связаны с религиозным опытом.
Среди известных исследователей проблемы можно назвать А.Л. Дворкина, изучавшего антисектантские движения, идейные основы сектантства [1], С.А. Хассена разрабатывавшего вопросы борьбы с культовым контролем сознания, особенности освобождения от психологического насилия [6].
Следует отметить, что на религиозно зависимых людей оказывает воздействие предрасположенность к зомбированию – повышенная внушаемость, при которой люди начинают верить и попадать под влияние религиозных сект (тоталитарные религиозные организации, основанные на жестком эсхатологическом учении, отличающиеся крайним фанатизмом адептов и высоким уровнем преданности лидеру, который провозглашается живым богом) [5]. Тоталитарные секты целенаправленно формируют у людей синдром зависимости и контролируют сознания.
Секта устанавливает над человеком контроль в разных направлениях, а именно:
1. Информационный контроль, при котором сектанты намеренно искажают реальность, чтобы завлечь новых людей. Методы при этом используют разнообразные: организуют и проводят тренинги, лекции, семинары, просмотр фильма, обучение языкам и другим видам деятельности, раздают книги.
2. Контроль мышления, состоящий в том, что сектанты уверяют своих адептов в том, что могут помочь решить все проблемы, и что обучении в секте – это своеобразный свет в конце тоннеля.
3. Эмоциональный контроль – проявляется в том, что сектанты усыпляют бдительность человека, постоянно его хвалят. Чаще всего под влияние таких служителей культа попадают люди, находящиеся в депрессии или трудной жизненной ситуации.
На первый взгляд, сектанты ничем не отличаются от обычных людей, но и их все-таки можно узнать по ряду признаков: они могут на улице предлагать любые услуги, такие, как: бесплатное изучение иностранного языка, проведение семинаров на религиозную тематику, раздавать бесплатно книги и буклеты, ходить по квартирам и предлагать разные услуги и т.д. Люди, вступая в контакт с представителями сект, попадают на уловку, как только они начинают беседовать, и не подозревают, что их сознание уже контролируют. А если человек находится в состоянии депрессии, то сектанты используют другие подходы, предлагая эмоциональную поддержку в форме прохождения психологических тренингов.
Сложность противостояния психологическому воздействию состоит в том, что не каждый человек может сказать: «Нет!» в ситуации, когда ему навязывают что-либо. Поэтому педагогам необходимо формировать у детей и подростков такие личностные особенности, которые позволят им проявить твердость в критической ситуации, а именно:
- смысложизненные ориентиры, учитывая, что «смысл жизни не задан человеку при рождении, его надо обретать в процессе самой жизни, и процесс этот, как правило, сложный и длительный, а подчас, драматичный» [7, с.14];
- нормативно-ценностные основы как «определенную систему отношений и установок личности, позволяющую осваивать общечеловеческие ценности, познавать и улучшать окружающий мир и реализовать свой личностный потенциал» [2, с.125];
- адекватную самооценку;
- развивать умения противостоять групповому давлению;
- научить разрешать конфликтные ситуации оптимальными способами;
- ориентировать подрастающую личность на формирование привычек здорового образа жизни.
Реализовать всё это можно через такие формы, как:
- спортивные мероприятия;
- ролевые и деловые игры, направленные на формирование уверенности, ролевого поведения;
- беседы, диспуты о здоровом образе жизни;
- психологические тренинги.
В любом случае педагоги не должны оставаться равнодушными к тому, что и как воздействует на их воспитанников и проявлять всё свое педагогическое мастерство, развивая личностные качества у детей и подростков, которые будут способствовать их успешной социализации.
Библиографическая ссылка
Ким Е.В. ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15292 (дата обращения: 21.11.2024).