В настоящее время проблема развития одаренности у детей вызывает большой интерес у педагогов и психологов. Ряд документов, принятых в РФ, также содержат указания педагогам на необходимость своевременного выявления и создания условий для развития одаренности у детей и подростков [6; 13].
Необходимо отметить, что исследование проблем одаренности проходило на протяжении всего XX в. среди зарубежных и отечественных педагогов и психологов. Широко известны разработки таких зарубежных ученых, как Дж.П. Гилфорд [4], Н. Лейтес [7], Э.П. Торренс [16], Г. Гарднер [3], а также отечественных психологов, а именно: А.М. Матюшкина [8], М.А. Холодной [14], Ю.Д. Бабаевой [1; 2], В.Н. Дружинина [5], В.Д. Шадрикова [15], Д.В. Ушакова [12], А.И. Савенкова [11] и многих других.
Одаренность предстает, как сложный феномен, многоаспектно представленный и разнородный в своих проявлениях. Понятие одаренности характеризуется открытостью, отсутствием жестких значений, существенной описательностью, многозначностью и трудной формализуемостью. В качестве рабочего обычно используется определение одаренности, которое было предложено коллективом авторов «Рабочей концепции одаренности Минобразования РФ», согласно которому под одаренностью понимается «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [6].
Понятие одаренности связано с такими теоретическими концептами, как «задатки», «способности», «деятельность», «творчество». Каждый из этих концептов имплицирует соответствующее приближение к проблеме одаренности. Вопрос, о том какие концепции одаренности можно считать современными, не так прост, как кажется на первый взгляд. Можно сказать, что современной следует считать ту концепцию, которая продолжает обсуждаться исследователями и использоваться на практике.
Модель, разработанная Дж.П. Гилфордом под названием «Структура интеллекта», послужила фундаментом для многих психолого-педагогических концепций. Дж. П. Гилфорд, характеризуя её, утверждал, что данная модель предлагает около 120 «способов быть умным», что создает хорошую базу для разработки программ, как для диагностики мышления, так и для конкретизации того, что подлежит целенаправленному развитию [4].
Известный психолог Н.С. Лейтес отстаивал непопулярную в своё время точку зрения, согласно которой одаренность может быть не только специальной, но может быть и общей. Н.С. Лейтес предлагает рассматривать умственную одаренность сквозь призму возрастного развития, с той целью он вводит понятие «возрастная одаренность», выделяя три основных признака одаренности в годы школьного детства: повышенная восприимчивость к учению, быстрый темп продвижения, творческие проявления [7, с.11]. Особое внимание Н.С. Лейтес уделял вопросам прогнозирования развития одаренной личности. Он писал о том, что «…с годами возрастают не только умственные возможности, но и происходит ограничение, вытеснение более ранних свойств, становление новых». [7, с.12].
Американский психолог Э.П. Торренс, автор методики диагностики креативности, пришел к тому, что в творческой деятельности успешны, как правило, не дети с высокой успеваемостью и не те, кто имеет высокий коэффициент интеллекта (IQ). Триада творческой одаренности, предложенная Э.П. Торренсом, включает в себя: творческие способности, творческие умения, творческая мотивация. Поэтому творчество, по его мнению, – это естественный процесс, движимый большой потребностью человека в снижении возникшего напряжения [16].
Американский психолог Г. Гарднер разработал свою теорию множественного интеллекта, акцентируя внимание на потенциале, который позволяет индивиду использовать такие формы мышления, которые адекватны конкретным типам контекста. Г. Гарднер считает, что существует как минимум 6 видов интеллекта: лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический и личностные интеллекты, при этом каждый из перечисленных видов интеллекта присутствует у любого человека [3].
А.М. Матюшкин выделяет пять структурных компонентов одаренности: доминирующая роль познавательной мотивации, творческая активность, достижение оригинальных решений, возможность прогнозирования и предвосхищения, создание идеальных эталонов. Автор подчеркивает, что в основе одаренности лежит не интеллект, а творческий потенциал, считая, что умственное – это надстройка [8].
М.А. Холодная отмечает, что изучение интеллектуальной зрелости может быть осуществлено в естественных и экстремальных формах. Она выделяет три формы проявления одаренности: компетентность, мудрость, талант [14].
Одна из современных теоретических моделей – концепция одаренности Ю.Д. Бабаевой, которой была разработана модель, базирующаяся на трех принципах: социальной обусловленности развития, перспективы будущего, компенсации. По её мнению, новизна динамической теории одаренности заключается «в отказе приписывать этим оценкам самодовлеющее значение» [2]. Ю.Д. Баевой был предложен тренинг для выявления одаренности, с помощью которого можно проводить психокоррекционную работу, создавая условия для постоянного развития потенциала ребенка [1]. При таком подходе особенно значимой становится уже не проблема обучения одаренных детей, а проблема развития детской личности.
Подходя к проблеме соотношения интеллекта креативности, известный российский психолог В.Н. Дружинин выделяет три основных позиции:
- отказ от какого бы то ни было разделения этих функций;
- между интеллектом и креативностью существуют пороговые отношения: для проявления креативности нужен интеллект не ниже среднего;
- интеллект и креативность – независимые, ортодоксальные способности. При максимальном снятии регламентации деятельности в ходе тестирования креативности результаты ее измерения у детей не зависят от уровня их интеллекта [4].
В.Д. Шадриков в своих работах большое внимание уделяет одаренности и способностям. По его утверждению, «способности» – это «…свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности». Интеллект, по мнению В.Д. Шадрикова, можно определить, как проявление способностей, знаний, умений и навыков [15].
Представляет интерес и структурно-динамическая теория интеллекта, разработанная Д.В. Ушаковым, согласно которой интеллект – это совокупность прижизненно формируемых функциональных систем. Структура интеллекта, то есть взаимосвязь различных его областей (вербальной, пространственной, числовой и т.д.), выступает, как результат взаимодействия трех факторов: индивидуально выраженного потенциала формирования интеллектуальных систем, «когнитивного пересечения функций» и средового влияния, определяющего направление распределения потенциала [12].
Таким образом, анализ современных концепций одаренности показал, что одаренность следует рассматривать, как системное, постоянно развивающееся качество психики человека, которое обусловливает потенциальную возможность достижения человеком значительных результатов в одном или в нескольких видах деятельности.
Библиографическая ссылка
Гуцал Н.С., Черная Е.В. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ОДАРЁННОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15289 (дата обращения: 07.10.2024).