Актуальность исследования проблемы диагностики и коррекции речевого развития старших дошкольников обусловлена, во-первых, содержанием образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа ДО), определяемой федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и направленной на обеспечение речевого развития дошкольников в рамках реализации одноименной образовательной области [3]. Во-вторых, ФГОС ДО указывает на то, что в процессе реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, которая проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики, направленной на «оценку эффективности педагогических действия и лежащей в основе их дальнейшего планирования» [3]. Поэтому воспитателю детей дошкольного возраста важно уметь методически грамотно диагностировать особенности речевого развития старших дошкольников. На это прямо указывает и ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, согласно которому воспитатель детей дошкольного возраста должен уметь проводить диагностику речевого развития детей [2]. Всё это создаст оптимальные условия для выбора форм и методов планирования последующей коррекционной работы в случае выявления нарушений речевого развития. Учитывая это, психолого-педагогическая диагностика речевого развития старшего дошкольного возраста направлена на определение особенностей речевого развития для разработки индивидуального психолого-педагогического сопровождения воспитанника.
Следует отметить, что проблема речевого развития детей устойчиво сохраняет свою актуальность. На протяжении последних десятилетий ею занимались многие представители отечественной психологической науки, среди которых можно назвать Л.С. Выготского [1], Е.И. Тихееву [4], О.С. Ушакову [5], С.Н. Цейтлин [6] и многих других, акцентировавших внимание на том, что важной особенностью старшего дошкольного возраста является то, что один из его итогов – это не только уверенное использование ребенком речи, но и осознание её строения, что во многом определяет успешность последующего овладения им грамотой. Правда, возможно это только при определенных социальных, психолого-педагогических условиях, прямо или косвенно способствующих развитию речи детей. Поэтому так важно, чтобы воспитатели обладали всеми необходимыми компетенциями, в том числе, направленными на диагностику речевого развитии воспитанников [2], и соблюдали «все необходимые организационно?методические требования к её проведению» [7, c.188].
Приступая к диагностике речевого развития воспитанников, воспитатель может ориентироваться на следующие основные задачи:
1. Своевременно обнаружить отклонения или нарушения в развитии речи детей.
2. Определить причины и особенности этих отклонений/нарушений.
3. Разработать индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка, направленный на преодоление выявленных отклонений/нарушений.
Однако на решении только этих задач деятельность воспитателя останавливаться не должна. Поскольку речь – одна из высших психических функций – является ярким показателем всего психологического развития человека, перечень задач следует дополнить, но решать их уже совместно с психологом:
Исследовать индивидуальные психологические особенности личности детей с отклонениями/нарушениями речевого развития.
Разработать образовательную программу, направленную на коррекцию выявленных трудностей.
Воспитатель может использовать самые разнообразные формы организации и проведения диагностики речевого развития: индивидуальные, групповые, фронтальные. Также можно назвать наиболее распространённые методы: наблюдение, беседа, обследование детей.
Необходимым следствием проведения психолого-педагогической диагностики речевого развития является коррекция выявленных отклонений/нарушений, основная цель которой – содействие в достижении полноценного психического и личностного развития ребёнка. Её достижению способствуют следующие задачи, а именно:
1. постоянно закреплять у дошкольников любые речевые навыки, поощряя активизацию словарного запаса в игровой деятельности и общении;
2. постоянно контролировать звуковую и грамматическую правильность речи детей;
3. развивать все познавательные психические процессы с их непосредственным речевым сопровождением;
4. активизировать развитие словесно-логического мышления;
5. развивать мелкую моторику.
Известно, что вне деятельности и общения невозможно полноценное развитие речи человека. Поэтому важное место занимает совместная деятельность ребёнка со взрослыми и сверстниками. Естественно, что игровой форме должно отдаваться предпочтение. При этом чем деятельность сложнее и многообразнее, тем более ребенок заинтересован в использовании речи, вследствие чего его словарный запас будет активно пополняться, а грамматические, фонетические и другие её стороны – совершенствоваться.
Значимым психолого-педагогическим аспектом успешной работы воспитателя по развитию речи старших дошкольников является организация развивающей предметно – пространственной среды, которая, согласно ФГОС ДО, должна отвечать следующим требованиям: быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [3].
И, наконец, важнейшим аспектом качества диагностико-коррекционной работы является непосредственная личностная заинтересованность педагога в результатах своего труда. Только в этом случае ребёнок откликнется на все педагогические воздействия и примет помощь воспитателя.
Библиографическая ссылка
Григорьева В.В. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15288 (дата обращения: 07.10.2024).