Согласно проведенным исследованиям особенностей эмоционального выгорания у психологов практикующих и психологов преподавателей, была поставлена следующая цель: сравнить подверженность эмоциональному выгоранию психологов практикующих и психологов преподавателей. Мы предположили, что практикующие психологи будут более подвержены выгоранию, чем психологи преподаватели.
По результатам исследования было установлено, что у психологов-практиков больше подверженности эмоциональному выгоранию, так как по 3-м уже сформировавшимся фазам эмоционального выгорания по В.В. Бойко, напряжение, резистенция и истощения, они в большей степени встречаются у психологов-практиков. А также, по опроснику на выгорание К. Маслач и С. Джексон, у практиков уровень деперсонализации и редукции личных достижений выше, чем у психологов преподавателей. Это значит, что психологи-практики чаще бывают недовольны собой, занимаемой должностью, обязанностями, которое возникает результате ранее пережитых неудач или неспособности влияния на стрессогенные обстоятельства, приходит чувство безысходности, чувство неудовлетворенности работой и собой, переживания ситуативной и личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, как следствие неудовлетворенности оплатой и условиями труда. Наступает фаза сопротивления нарастающему напряжению, стремление к психологическому комфорту, желание снизить давление внешних обстоятельств, и формируется защита с участием эмоционального выгорания. У психологов–практиков проявляется неспособность улавливать разницу между экономическим проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием, возникновение потребности в самооправдании, защита своей стратегии. Практикующие психологи чаще всего приносят рабочие проблемы домой, то есть осуществляется формы защиты вне профессиональной области. Именно «домашние» становятся первой «жертвой» эмоционального выгорания, из-за пресыщение человеческими контактами. Практикующий психолог может сделать попытки облегчения или сокращения обязанностей, требующих эмоциональных затрат. Чаще, чем у преподавателей наступает фаза «истощения» – падения общего энергетического тонуса и ослабления нервной системы, приходит ощущение невозможности эмоционально помогать своим клиентам, им кажется, что способность к эмпатии снижается. Затем следует исключение эмоций из сферы профессиональной деятельности, тем самым наносит ущерб партнеру общения. Выгоревший психолог может потерять интерес к своим клиентам, у него могут сформироваться отклонения в соматических или психических состояниях. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики – следствие того, что эмоциональное выгорание самостоятельно не справляется с нагрузками.
По шкале эмоциональное истощение (К. Маслач и С. Джексон) у психологов преподавателей чаще наблюдается повышенный уровень, чем у практикующих психологов, при этом эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.
Но все же у психологов-практиков повышенный уровень деперсонализации и редукции личных достижений встречается чаще. Это сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих, в других – усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам и т. п. Редукция личностных достижений проявляется либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным обязанностям и возможностям, либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
По критерию Стьюдента подверженность эмоциональному выгоранию в группе психологов-практиков существенно выше, чем в группе психологов преподавателей, на 0,1 % уровне значимости принимается гипотеза о том, что психолог-практик более подвержен эмоциональному выгоранию, чем психолог-преподаватель.
Таким образом, наша гипотеза о том, что практикующие психологи чаще подвергаются эмоциональному выгоранию, чем психологи преподаватели нашла свое подтверждение.
Библиографическая ссылка
Христофорова В.В., Федорова С.В. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПСИХОЛОГОВ ПРАКТИКУЮЩИХ И ПСИХОЛОГОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15283 (дата обращения: 21.11.2024).