Анализ современной психологической литературы по проблеме помогающего поведения показывает всю сложность и неоднозначность данного феномена. Наиболее актуальными вопросами изучения благотворительной деятельности как вида помогающего поведения являются вопросы ее мотивации, стимулирования и психологических особенностей людей, склонных к тем или иным ее формам.
Целью нашей работы было исследование этнокультурных особенностей помогающего поведения. Мы предположили, что существуют этнокультурные особенности помогающего поведения, выражающиеся в различиях мотивационных установок, эмпатических способностей и социальных норм.
Объектами выступили представители русских и якутских этносов, занимающиеся регулярно благотворительной деятельностью. Выборка составила 60 человек. Возрастной диапазон исследуемых – от 18 до 42 лет.
В качестве методов исследования были использованы следующие опросники: «Отношение к помогающему поведению (на примере благотворительной деятельности)», «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной; «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко, «Социальные нормы просоциального поведения» И.А. Фурманова, Н.В. Кухтовой. При подсчете данных применялись метод контент-анализа, а также U-критерий Манна-Уитни.
Было выявлено, что у представителей как русского, так и якутского этносов, основным мотивом благотворительной деятельности является потребность помогать другим людям. Оказалось, что представители русского этноса чаще всего получают опыт благотворительной деятельности в общественных организациях и стремятся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается, а представители якутского этноса чаще всего получают опыт благотворительной деятельности в учебных заведениях и стремятся помогать детям- сиротам. В целом, все респонденты положительно относятся к благотворительной деятельности.
Обнаружены значимые различия в уровне альтруизма между выборками. Показатели по данной шкале оказались выше у представителей якутского этноса. Также в этой группе респондентов наблюдается преобладание социальной нормы ответственности помогающего поведения, согласно которой нуждающимся в помощи нужно помогать безвозмездно и без надежды на какую бы то ни было компенсацию в будущем. Впрочем, это соотносится с зарубежными исследованиями Барона и Миллера, которые установили, что норме социальной ответственности люди более привержены в странах с коллективистской культурой, нежели на индивидуалистическом Западе.
Мотивом альтруизма респондентов русского этноса является больше норма взаимности, что свидетельствует о том, что помощь с их стороны оказывается скорее ответной реакцией на полученную помощь либо с расчетом на будущую компенсацию. Таким образом, якутские респонденты в оказании помощи выглядят более инициативными («подлинный альтруизм»), чем респонденты русской национальности («взаимный альтруизм»). Норма справедливости в одинаковой степени встречается у обеих выборок.
В ходе изучения этнокультурных особенностей эмпатии было выявлено, что для всех респондентов характерен средний уровень эмпатии. Различие между выборками обнаружено только в «интуитивном канале» эмпатии. Более высокие показатели демонстрируют представители якутского этноса, что позволяет нам сделать вывод о том, что в этой группе респондентов более выражена способность человека видеть поведение партнеров, действовать в условиях нехватки объективной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании.
Таким образом, помощь другим является базовой потребностью для всех респондентов, независимо от их этнической принадлежности. Между тем, помогающее поведение представителей якутского этноса характеризуется подлинным альтруизмом, основным мотивом которого является норма социальной ответственности. Помогающее поведение представителей русского этноса связано больше с эгоистическими тенденциями, с основано на норме взаимности, следовательно характеризуется взаимным альтруизмом.
Библиографическая ссылка
Артемьева Е.М., Нафанаилова М.С. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОМОГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15268 (дата обращения: 21.11.2024).