Всего лишь несколько лет тому назад мир и представить не мог, что увлечение «селфи-фотографиями» станет зависимостью и даже болезнью. В связи с «интернетизацией» общества плоды этой зависимости можно наблюдать очень часто. В наш век дети будто уже рождаются, умея пользоваться разными гаджетами, с задатками знатоков всех электронных средств массовой информации. Наряду с Интернет-зависимостью стали появляться новые виды аддикций, среди которых можно выделить «селфи-зависимость», которое Американская психиатрическая ассоциация (American Psychiatric Association – APA) весной 2015 года официально причислила на саммите в Чикаго к психическим расстройствам [http://www.psychiatry.org/].
При определении понятия «селфи» и «селфи-зависимость» появляются много несоответствий и неточностей. Это связано с тем, что однозначного научного определения данного феномена еще не сформулировано.
По мнению ученых к аддиктивному поведению более склонны дети подросткового возраста, что и предопределило наш интерес к изучению такого явления как «селфи-зависимость» у младших подростков.
Селфи-зависимость – нехимическая (поведенческая) зависимость, проявляющаяся в фотографировании себя на камеру.
С целью профилактики возникновения селфи-зависимости необходимо формировать у подростков антиаддиктивную установку и поведение, свободные от селфи, которые рассматриваются в ключе таких компонентов, как:
1. Когнитивный (знания о причинах и специфике проявления повышенного увлечения «селфи», признаках «селфи-зависимости», представление о положительных сторонах использования фотографий, способах профилактики селфи-зависимости и получения помощи в решении проблемы селфи-зависимости);
2. Эмоциональный (хорошее самочувствие и настроение, снижение тревожности и страха самовыражения, страха не соответствия окружающим, проявление мобильности);
3. Ценностно-мотивационный (доминирующие ценности, потребность в общении и одобрении);
4. Отношенческий (способность создавать и поддерживать взаимодействие и сотрудничество с другими людьми, чувство взаимного уважения, признания, одобрения и интереса, чувство взаимного теплого эмоционального отношения, принятие себя и других);
5. Деятельностно-рефлексивный компонент (самоанализ, наличие устойчивой, позитивной самооценки для предупреждения возникновения аддиктивного поведения, способность к критическому осмыслению событий и фактов, достижение оптимального уровня социальной адаптированности, уверенность в себе, способность к выбору решения, к самоконтролю и саморегуляции, умение отстаивать свою точку зрения).
Организованный нами эксперимент проводился на базе МБОУ школы №51 г. Казани. Участие приняли ученики шестого класса, в количестве 26 человек.
Рассмотрим результаты проведенной диагностики. В качестве основного диагностического инструментария был использован разработанный нами тест на выявление «селфи-зависимости». На основании полученных данных были зафиксированы следующие результаты:
- Низкий уровень – 17 человек (65,5 %);
- Средний уровень – 9 человек (34,5 %);
- Высокий уровень – 0 %.
Анализируя ответы учеников, было выявлено, что практически все дети делают «селфи» и выкладывают ее в сеть хотя бы раз в день. 7,7 % испытуемых набрали 58 баллов из 75, что свидетельствует уже о пограничном состоянии между средним и высоким уровнем проявления селфи-зависимости.
Представим результаты диагностики антиаддиктивной установки и поведения от селфи по всем компонентам отдельно.
Когнитивный компонент
Анкета на когнитивный компонент антиаддиктивной установки селфи-зависимости (Дроздикова-Зарипова А.Р., Шарипова Г.Р.).
В данной анкете рассматриваются вопросы о самом понятии «селфи-зависимости», о ее признаках, специфике, видах проявления. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что младшие подростки хорошо осведомлены по данной проблематике. Все дети знакомы с данным понятием, могут назвать ее основные признаки. Дети также считают, что угроза стать зависимым от «селфи» с каждым годом возрастает. Кроме того, испытуемые утверждают, что в их окружении уже есть сверстники селфи-зависимые.
Ценностно-мотивационный компонент
Методика «Ценностные ориентации» (адаптированная Д.А. Леонтьевым).
Анализируя и обобщая результаты, можно говорить о том, что по группам терминальных ценностей более выражены конкретные ценности (активная жизнь, здоровье, материальные ценности). По группам инструментальных ценностей доминируют такие ценности как ценности дела (аккуратность, образованность, сила воли), индивидуалистические ценности (независимость, рационализм) и ценности самоутверждения (высокие запросы, эффективность, смелость).
Методика «Оценка потребности в одобрении» (Ю.Л. Ханин).
Результаты:
- Низкий уровень – 2 человека (7,7 %);
- Средний уровень – 16 человек (61,5 %);
- Высокий уровень – 8 человек (30,8 %).
Общий балл в классе по данной методике равен 12 (из 20 возможных), что свидетельствует о среднем уровне проявления потребности в одобрении. Для некоторых учеников стремление получить похвалу является одной из значимых потребностей.
Эмоциональный компонент
Опросник на определение социально-психологической адаптации Роджерса – Даймонда.
По шкале эмоциональный комфорт показатели находятся в норме у 19 учеников (73 %), у остальных 7 испытуемых (27 %) показатели ниже нормы. Следовательно, можно констатировать, что эмоциональный дискомфорт у младших подростков достаточно выражен.
Тест школьной тревожности Филипса.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что у наибольшего количества детей младшего подросткового возраста (21 человек) фактором высокой тревожности оказался страх не соответствовать ожиданиям окружающих, а самые низкие показатели по шкале физиологическая сопротивляемость стрессу.
Также было выявлено достаточно большое количество младших подростков с повышенной тревожностью и по другим факторам тревожности (таблица).
Показатели тревожности
Факторы тревожности |
Количество испытуемых в процентах |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Общая тревожность в школе |
35 % |
20 % |
45 % |
Переживание социального стресса |
5 % |
35 % |
60 % |
Фрустрация потребности в достижении успеха |
45 % |
35 % |
20 % |
Страх самовыражения |
25 % |
35 % |
40 % |
Страх ситуации проверки знаний |
45 % |
35 % |
20 % |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
65 % |
15 % |
35 % |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
65 % |
30 % |
15 % |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
40 % |
30 % |
30 % |
Отношенческий компонент
Опросник межличностных отношений (ОМО).
По данной методике исследовались такие шкалы как – включение, контроль, аффект. Обобщив результаты исследуемого класса, можно говорить о том, что по шкале включение (4 балла) полученный результат пограничный (87 %), т.е. в классе встречаются как интроверты, так и экстроверты. По шкале контроль (7 баллов) показатели высокие (89 %), следовательно, в классе очень много ответственных подростков, а также лидеров. По шкале аффект (1 балл) показатель очень низкий (20 %), и свидетельствует о том, что дети очень осторожны при установлении близких интимных отношений.
Опросник на определение социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Рассматриваемая шкала – принятие себя и других (показатели находятся в переделах нормы у всех испытуемых).
Шкала самоуважения Розенберга:
- Низкие показатели – 4 человека (15,4 %);
- Средние показатели – 12 человек (46,2 %);
- Высокие показатели – 10 человек (38,4 %).
Таким образом, самоуважение при каждом успехе зашкаливает, а при неудачах подпитывает низкую самооценку подростков. Мнение о себе колеблется у многих ребят то в одну, то в другую сторону.
Деятельностно-рефлексивный компонент
Опросник на определение социально-психологической адаптации Роджерса – Даймонда.
Показатели: адаптивность, стремление к доминированию, интернальность (по шкалам адаптивность у (79 %) и интернальность (81 %) групповые показатели находятся в пределах нормы; по шкале доминирование у 80 % испытуемых показатели соответствуют высоким показателям).
Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация П.В. Яньшина).
С помощью данной методики были получены следующие результаты: актуальная самооценка исследуемых подростков (удовлетворенность собой, характер, счастье) находится на среднем уровне; идеальная самооценка намного выше актуальной; оценка своих возможностей у детей немного выше среднего (у 20 человек), а показатели уровня оптимизма и удовлетворенности собой чуть ниже среднего показателя.
На основе полученных результатов по изучаемым компонентам антиаддиктивной установки и поведения от селфи составлялась формирующая программа «Уникальные Мы» для профилактики возникновения «селфи-зависимости» у младших подростков.
Цель формирующего эксперимента: стимулирование развития личностной сферы подростков, становление способности подростков к самоанализу своих поступков.
Задачи:
1. Формирование у детей знаний об угрозе появления зависимостей, формирование осознанности у подростков в принятии решения об использовании или запрете действий, связанных с селфи- зависимостью.
2. Формирование у подростков навыков, жизненных установок, ценностных ориентаций, необходимых для противостояния возникновению «селфи-зависимости».
3. Формирование и развитие у подростков волевых качеств личности, навыков самооценки.
4. Становление культуры общения, поддержка развития позитивной самооценки, формирование уверенности в себе.
Занятия проводятся в форме тренингов 2 раза в неделю, продолжительность одной встречи 1 академический час. Программа рассчитана на 20 занятий.
В настоящее время предложенная программа «Уникальные Мы» проходит апробацию на базе выбранной экспериментальной площадки.
Таким образом, для профилактики селфи-зависимости у младших подростков необходимо проводить целенаправленную работу по формированию селфи- антиаддиктивной установки и поведения.
Библиографическая ссылка
Шарипова Г.Р., Дроздикова-Зарипова А.Р. ПРОФИЛАКТИКА СЕЛФИ-ЗАВИСИМОСТИ У МАДШИХ ПОДРОСТКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15266 (дата обращения: 07.10.2024).