Человек постоянно развивается, передавая накопленный опыт, знания и умения своим детям. Одним из ведущих факторов развития личности является ее стремление к обучению и познанию, изучению чего-либо нового, достижению поставленных целей. Впервые, ещё в подростковом возрасте ребенок сталкивается с вызовами, которые диктует ему современное общество. Он должен вырасти образованным и грамотным человеком, чтобы стать полноценной личностью. Проблемой данного исследования является изучение познавательных и социальных мотивов, которые побуждают подростков действовать, развиваться и социализироваться в обществе. Познавательная мотивация подростков связана с их взрослением как личности и направлена на познание окружающего мира и самопознание. Социальная же мотивация во многом направлена на становление подростка как личности среди коллектива, на самоутверждение и самореализацию посредством общения со сверстниками и взрослыми. На сегодняшний день, представленная проблема актуальна, так как мотивация ребенка является движущей силой в его успешной социализации в обществе.
В программу изучения мотивации учения у школьников современные психологи включают следующие пункты:
1. Выяснение степени сформированности умения учиться у каждого ученика;
2. Определение мотивов учения;
3. Изучение целеполагания учащихся;
4. Наблюдение и определение эмоций в процессе учения;
5. Выявление возрастных особенностей мотивации учения [4].
Таким образом, выделяется ряд ступеней включенности конкретного школьника в процесс учения, отношения к нему.
Д.И. Фельдштейн также отмечает динамичность и процессуальность деятельности подростков. «Рассматривая формирование личности как сложный процесс, – отмечает он, – мы изучаем подростковый возраст не как отдельно взятый этап, а как этап развития, в процессе движения, в динамике. Потому что без изучения закономерностей развития ребенка в онтогенезе, без выявления противоречий, составляющих движущую силу этого развития, невозможно ни углубленно исследовать психологические особенности подростка, ни определять психологические основы его воспитания» [5, С. 35].
Все это определяет сложность изучения мотивации подростка. Как отмечает в диссертационном исследовании Т.О. Гордеева, она обусловлена не только скрытостью большинства ее составляющих от наблюдения, ее динамичностью и изменчивостью, многосоставностью и многоуровневостью, но также и выраженной терминологической противоречивостью, существующей в этой области психологического знания… Следует признать, что развитию отечественных исследований учебной мотивации препятствует отсутствие надежного методического инструментария, основанного на современных теоретических и эмпирических исследованиях мотивации достиженческой деятельности и учебной мотивации. Только в последние годы стали появляться надежные инструменты диагностики составляющих мотивации, основанные на эмпирически обоснованных теориях… что способствовало появлению исследований мотивационных составляющих учебной деятельности, вносящих вклад в академические достижения в российских учебных средах.
Можно выделить следующие методологические подходы к изучению мотивационной деятельности: атрибутивный подход к мотивации, рассматривающий представления о причинах успехов и неудач и атрибутивные стили; теорию самоэффективности; социокогнитивную модель, посвященную представлениям об изменяемости способностей и роли усилий в достижении успешного результата; концепцию воспринимаемого контроля, рассматривающая представления субъекта о контролируемости процесса и результата деятельности. Анализ показывает, «что эти теории представляют собой, скорее, дополняющие друг друга, чем остро конкурирующие и взаимоисключающие представления, объясняющие механизмы функционирования мотивации деятельности. Современное состояние исследований мотивации учебной деятельности характеризуется выраженным терминологическим разнообразием, разрозненностью знания и отсутствием «концептуальных мостов» между различными сторонами мотивации [1, С. 17].
Тем не менее, необходимость исследовать рассматриваемую проблему побуждает ученых искать различные варианты и подходы к решению данного вопроса. В моей работе использовались следующие методы.
1. Упрощенная диагностика мотивационной сферы учащихся Л.П. Уфимцевой.
2. Анкета «Мое обучение» взята из «Справочника заместителя директора школы по воспитательной работе» [3, С. 31] для выявления предмета, который больше всего нравится подростку, и его отношения к школе.
3. Анкета «Самостоятельная работа» также была взята из «Справочника заместителя директора школы по воспитательной работе» [3, С. 32-33]. Она выявляет отношение подростков к самостоятельной работе.
В исследовании на наличие учебной мотивации приняли участие ученики МБОУ СОШ № 42 г. Белгорода. В общей сложности тест прошли 20 подростков возрастом от 13 до 15 лет. Было проведено анкетирование среди учащихся с его последующим анализом.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Подбор испытуемых, а также определение методов и целей исследования.
2. Проведение исследования.
3. Сбор и статическая обработка, полученных в результате исследования опытных данных.
4. Интерпретация и анализ полученных ре- зультатов.
Условия проведения эксперимента:
1. Проведение анкетирования было организовано в группе учеников, из 20 подростков, случайным образом, выбранных из учеников 8 классов. Исследование проводилось в первой половине рабочего дня в спокойной обстановке.
2. Инструкция по заполнению анкеты, а также оглашение темы анкеты и актуализация поднятой проблемы были осуществлены предварительно.
Программа исследования решала следующие задачи:
1. Изучить уровень социальной мотивации подростков;
2. Изучить уровень познавательной мотивации подростков;
3. Исследовать степень заинтересованности подростков в учебной деятельности;
4. Выяснить отношение опрошенных к самостоятельным работам.
Для проведения первой анкеты «Диагностика мотивационной сферы учащихся» Л.П. Уфимцевой, она была упрощена за счет сокращения количества вопросов. Так, я оставил в анкетировании лишь одну цель – выявить отдельные мотивы учебной деятельности.
Были получены следующие результаты.
1. Подавляющее большинство детей имеют широкую социальную мотивацию.
Так, 14 школьников отметили важность обучения для того, чтобы в дальнейшем было легче работать. Кроме того, 13 из 20 опрошенных ответили, что они учатся потому, что хотят больше знать.
2. Приблизительно половина школьников имеют познавательную мотивацию. 11 человек считает, что учиться нужно потому, что они узнают много нового. 7 из 20 учащихся отмечают, что им нравится учеба, потому что на уроках интересно.
3. Узкая социальная мотивация прослеживается лишь в ответе одного ученика. Он считает, что учиться нужно, потому что за хорошие отметки его ставят в пример другим.
4. Ориентация на одобрение присутствует у 8 человек. 8 из них отметили, что они учатся для того, чтобы «доставить радость родителям». Из отметивших данный пункт один подросток упомянул так же и то, что учитель хвалит его за успехи.
5. Избегание неприятностей среди опрошенных отсутствует в подавляющем большинстве. Лишь один подросток отметил, что он учится, потому что за плохие отметки его наказывают родители.
Обработка результатов анкеты «Мое обучение» выявила следующие результаты.
1. Лишь 11 школьников отметили, что им интересно учиться в школе, а 6 учащихся не знают ответа на этот вопрос.
2. В графе «Мои любимые предметы» лидирует технология (13), второе место разделяют физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (7). На третьем месте алгебра – ей отдали предпочтение 4 человека.
3. Выполняя самостоятельную работу, дети сначала тщательно обдумывают, как будут решать задание, а лишь затем начинают записывать – такой ответ дали 12 опрошенных.
4. Трудности у детей чаще всего возникают, потому что они не знают как выполнить задание (11), кроме того, некоторые отмечали что не умеют правильно распределить время (6).
5. 90 % опрошенных отмечают, что они дорожат помощью одноклассников или учителя в выполнении какого-либо задания.
6. На вопрос: «Чтобы дети сделали на месте учителя?», большинство (17) ответили, что заново бы объяснили тему.
Обработка результатов анкеты «Самостоятельная работа» выявила следующие результаты.
1. Положительно относятся к проведению самостоятельных работ 6 человек. 7 школьников выбрали отрицательный вариант, остальные 8 относятся к самостоятельным работам безразлично.
2. Большинство школьников привлекает в таком виде деятельности возможность и желание проверки своих знаний. Приблизительно равное количество отметили, что им нравится самостоятельная работа, потому что это возможность получить отметку и возможность стать самостоятельным.
3. Примерно одинаковое количество школьников называют интересным видом самостоятельной работы заполнение таблиц (4) и проведение лабораторных работ (4), написание сочинений (3).
4. Более половины учащихся (11) отметили важность проверки и анализа результатов учителем. Также, 9 школьников сказали, что им необходимо объяснение задания.
5. Большинство школьников (13) сходятся во мнении, что после самостоятельной работы не нужно задавать домашнее задание. Также, четверть опрошенных полагают, что необходимо давать больше творческих заданий и работ.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
– Многие дети учатся, чтобы получать новые знания.
– Большинство детей считают, что учиться нужно, чтобы в будущем было легче работать.
– Больше половины детей стремятся получить новые знания.
– В классе совершенно отсутствует конкурентность.
– Чуть менее половины учащихся считают, что учиться нужно, чтобы доставить радость родителям.
– Лишь 2 человека говорят, что им нравится учиться.
– Подавляющему большинству опрошенных интересно учиться в школе.
– Любимым предметом данного класса является технология. Следом за ним – физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. На третьем месте по значимости – алгебра.
– Абсолютное большинство (18) школьников считают помощь товарищей или учителя в учебе ценной.
– Многие учащиеся недовольны недоступностью материала. Когда им задается вопрос: «Чтобы они сделали на месте учителя?», большинство (17) ответили, что заново бы объяснили тему.
– Более половины опрошенных ответили, что сначала внимательно изучают задание, а лишь затем приступают к его решению.
– Чаще всего, при выполнении задания, у подростков возникают трудности, так как они не знают, как выполнить это задание. Некоторые школьники (6) так же отмечали, что они не умеют распределять свое время.
– Почти половина школьников безразлично относятся к проведению самостоятельных работ.
– Большинство школьников, считают, что самостоятельная работа дает возможность проверить свои знания. Чуть меньшее количество отмечают, что такой вид работы позволяет стать самостоятельным.
– Примерно одинаковое количество школьников называют интересным видом самостоятельной работы написание сочинений, заполнение таблиц и проведение лабораторных работ. Это говорит о том, что в классе уже существует условное деление на гуманитариев и естественников.
– Больше половины опрошенных заинтересованы в том, чтобы учитель проанализировал результаты их самостоятельных работ.
– Чуть менее половины (9) учащихся нуждаются в объяснении заданий.
– Большинство школьников сходятся во мнении, что после самостоятельной работы не нужно задавать домашнее задание.
– Четверть опрошенных полагают, что необходимо давать больше творческих заданий и работ.
Таким образом, можно сказать, что результаты проведенной анкеты соответствуют теоретическим аспектам изучения мотивационной деятельности.
Библиографическая ссылка
Пеньков С.В. ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННЫХПОДРОСТКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15263 (дата обращения: 21.11.2024).