В мире многими людьми музыка понимается и воспринимается как источник развлечения и времяпрепровождения. Однако музыку можно назвать самым священным из всех искусств и превыше всех, потому что фактически то, о чем искусство живописи не может говорить ясно, поэзия объясняет словами; но то, что поэты находят трудным для выражения в словах, выражается в музыке.
Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Наши предки поместили музыку в число общеобразовательных предметов потому, что сама природа стремится доставить нам возможность не только правильно направлять свою деятельность, но и прекрасно пользоваться нашим досугом [3, с.183]. Именно поэтому в те времена величайшие мыслители и пророки были так же и великими музыкантами. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Об этом говорят литературные и медицинские свидетельства «излечения» с помощью музыки. В Парфянском царстве 3 в. до н. э. был выстроен специальный музыкально-медицинский центр, где лечили музыкой от тоски и душевных переживаний. Для наших предков музыка являлась, прежде всего, активным стимулятором выполняемой под нее деятельности и только потом средством приятного отдыха и праздного развлечения [2, с.181].
Воздействие музыки (как благоприятное, так и не очень) нам подтверждают и последние исследования, проведенные с водой. Кристаллы формировались в определенный рисунок при воздействии определенной музыки. При всей своей красоте, силе, очаровании она дает человеку гораздо большую радость и восторг. Музыка проникает дальше, чем может проникнуть любое другое впечатление внешнего мира. Это говорит о том, что вся гармония имеет свою сущность в музыке. И красота музыки заключается в том, что она является одновременно как источником творения, так и средством поглощения его [4, 5].
Прежде чем ребенок сможет восхищаться цветом или формой, он наслаждается звуком. И если есть, какое либо искусство, которое может порадовать стариков, детей, молодых – так это музыка. В качестве механизмов лечебного действия музыки можно отметить: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок. Если есть, какое либо искусство, которое может наполнить молодых людей жизнью и энтузиазмом, чувствами и страстью – так это музыка. Жизнь студенческой молодежи не является исключением. Цель нашего исследования – выявить, какую часть своей жизни студенческая молодежь посвящает музыке, как часто, какой именно и с какой целью. Мы провели исследование в группах студентов 2-х курсов КубГТУ. В исследовании приняло участие 400 испытуемых (из них 200 юношей и 200 девушек).
Полученные результаты нашего исследования представлены в числах.
Музыка оказалась постоянным спутником современной студенческой молодежи на 100 % (т.е. регулярно слушают музыку) и это результат был вполне закономерным.
Варианты ответов на вопрос: «С какой целью прослушивается музыка?» следующие:
– сменить настроение, улучшить его; поднять тонус; переключиться; отдохнуть – 49 %
– привычка; просто так; отвлечься; не думать ни о чем – 26 %
– быть в курсе новых музыкальных компози- ций – 25 %
Каковы временные затраты на прослушивание музыки в сутки?
Ответы испытуемых приведены в диаграмме 1.
Из диаграммы видно, что 260 студентов тратят на прослушивание музыки от 2-х часов и более. Можно сделать предположение, что психоэмоциональное состояние студентов за рабочий день требует внесения изменения с помощью силы музыки, а мы помним, что она способна положительно воздействовать на организм приводя его в гармонию.
Вопрос о вкусовых предпочтениях студентов отражен в диаграмме 2.
Диаграмма 1
Диаграмма 2
В наши дни наука накопила немало важных сведений в результате экспериментальных исследований, о воздействии музыки на человека. Научно доказано, что музыкальные произведения заставляют вибрировать все клетки нашего организма, в результате чего, наш организм начинает укреплять, снижать, улучшать, замедлять, активизировать и восстанавливать собственные процессы. Не случайно сейчас активно распространяется метод восстановления здоровья человека с помощью занятий музыкой (музыкотерапии). Московский центр «Эйдос» успешно проводя лечение силой музыки, подобрал список музыкальных произведений в зависимости от заболеваний. Учитывая, что учащиеся сегодня все больше и больше подвержены неврозу, как в процессе получения образования, так и в повседневной жизни. Так же наше исследование показало, что все студенты без исключения слушают музыки, а 1/3 испытуемых тратит много времени на прослушивание музыки и 50 % из всей выборки слушают с целью – сменить настроение или улучшить его; отдохнуть, сбросит напряжение. Можно рекомендовать студентам прослушивать определенную музыку в зависимости от состояния организма на данный период времени. Список рекомендуемых произведений центра «Эйдос» смотри в конце работы. Еще учитывая тот факт, что наши предки считали музыку активным стимулятором выполняемой под нее деятельности (например, пифагорейцы проводили занятия математикой под музыку, которая благотворно влияла на интеллект) и только потом средством приятного отдыха и развлечения, студентам можно рекомендовать слушать классические произведения при умственной работе. Классика – это отобранное веками лучшее, что есть в культуре человека. То же можно сказать о народной музыке, она корнями уходит в глубокую древность. К сожалению, наши студенты не отметили в своих предпочтениях этот жанр. Например, не так давно доктор Ф. Раушер исследовательница калифорнийского университета проводила исследование коэффициента интеллекта у студентов. Показатель увеличивался на 8-9 единиц после прослушивания фортепианной музыки Моцарта. Т.е. его музыка улучшала умственные способности у всех участников, не смотря на то, нравиться им эта музыка или нет. После прослушивания скрипичных концертов Бетховена так же улучшалась умственная работоспособность.
Список рекомендуемых произведений центра «Эйдос» для регулирования своего состояния:
1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности: Шопен «Мазурка», «Прелюдии»; Штраус «Вальсы»; Рубинштейн «Мелодии».
2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы: Бах «Контата 2»; Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор».
3. Для общего успокоения, удовлетворения: Бетховен «Симфония 6», часть 2; Брамс «Колыбельная»; Шуберт «Аве Мария»; Шопен «Ноктюрн соль-минор»; Дебюсси «Свет луны».
4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми; Бах «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата 21»; Барток «Соната для фортепиано»; Брукнер «Месса ля-минор».
5. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением: Моцарт «Дон Жуан»; Лист «Венгерская рапсодия 1»; Хачатурян «Сюита Маскарад».
6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения: Чайковский «Шестая симфония», 3 часть; Бетховен «Увертюра Эдмонд»; Шопен «Прелюдия 1, опус 28»; Лист «Венгерская рапсодия» 2.
7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей: Бах «Итальянский концерт»; Гайдн «Симфония».
8. Колыбельные (для полноценного сна): «Спи, моя радость усни» (Моцарт-Флис); «За печкой поет сверчок» (Островский–Петрова); «Сон приходит на порог» (Дунаевский-Лебедев-Кумач).
9. Тонизирующие произведения: Легран «Шербургские зонтики»; Рота «Говорите тише»; Чайковский «Вальс» из Серенады для струнного оркестра; Монти «Чардаш»; Огинский «Полонез»; Сарксете «Наварра»;
10. Для того, что бы успокоиться, расслабиться, снять нервное напряжение: Форе «Элегия»; Леннон «Вчера»; Бизе «Старинная песенка», «Пастораль»; Чайковский «Баркаролла», «Сентиментальный вальс»; Сен-Санс «Лебедь»; Глюк «Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"»; Лей «История любви»; Дебюсси «Лунный вечер»
А также благотворно влияют на организм природные звуки и шумы: прибоя, пения птиц, рокота океанических волн, раската грома, шум ветра, шума дождя, шум водопада, шелест листвы, журчание родника. Это признавали и почитали еще народы востока – звуки природы и музыка находились для них в прямой связи с астрономией и математикой.
Библиографическая ссылка
Вершинин А., Холодов Я., Богатырева Ж.В. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15258 (дата обращения: 07.10.2024).