Успех китайских специальных экономических зон (далее - СЭЗ) привлекает пристальное внимание всего мира, поскольку они являются испытательной базой экономических реформ Китая и находятся в авангарде гармоничного сочетания социалистического строя и рыночной экономики.
Развитие интеграционных процессов мировой экономики является ключевым условием оптимизации производственной и финансовой деятельности экономически развитых стран. Задачи перспективного экономического развития ведущих стран мира базируются на организации структурных преобразований в экономике, способствующих развитию научно-технического, технологического и социального потенциалов страны. В данном случае влияние внешних факторов на формирование структуры рыночных элементов хозяйствования является ведущим на современном этапе. Одним из инструментов привлечения новых технических, технологических и инновационных ресурсов в страну и является создание СЭЗ [1].
Несмотря на то, что созданию и развитию китайских СЭЗ всего около трех десятков лет, их появление послужило стимулом для быстрого экономического развития, стремительного изменения облика городов и деревень, самого значительного роста благосостояния населения в истории Китая [2].
В настоящее время на территории Китая действуют следующие основные административно-экономические образования со льготными режимами:
- 5 специальных экономических зон: Шэньчжэнь,[1] Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань, а также приравненный к ним по статусу Новый район Пудун (Шанхай);
- 90 зон технико-экономического развития государственного уровня: в гг. Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Далянь, Харбин, Урумчи, Ухань, Чунцин, Ханчжоу, Шэньян, Чанчунь, Инкоу и других крупных городах;
- 114 зон новых и высоких технологий, в том числе наиболее известные: технопарк «Чжунгуньцунь» в Пекине; парк высоких технологий «Чжанцзян» в районе Пудун г. Шанхай; парк высоких технологий в г. Тяньцзинь; открытая зона высоких технологий в г. Нанкин; открытая зона высоких технологий в г. Чэнду; открытая зона высоких технологий в г. Гуанчжоу;
- 13 свободных таможенных зон: в гг. Шанхай, Тяньцзинь, Далянь, Гуанчжоу, Нинбо, Чжанцзяган, Хайкоу, Сямэнь, Фучжоу, Циндао, Шаньтоу, Чжухай, Шэньчжэнь;
- 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня: в гг. Хэйхэ, Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжоули, Эрлянь (Автономный район Внутренняя Монголия), Хуэйчунь (провинция Цзилинь), Даньдун (провинция Ляонин), Инин, Болэ, Тачэн (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Пинсян, Дунсин (Гуанси-Чжуанский автономный район), Жуйли, Ваньтин, Хэкоу (провинция Юньнань);
- Шанхайская зона свободной торговли.
Специальные экономические зоны (СЭЗ) (?????.
Пять СЭЗ были созданы на восточном побережье Китая в начале 80-х годов в целях активизации привлечения иностранных инвестиций.
В настоящее время СЭЗ продолжают играть значительную роль в развитии местной экономики. В2013 г. суммарный объем внешней торговли этих зон увеличился на 14,7% по сравнению с2012 г. и составил 699,83 млрд. долл., в том числе экспорт – 394,98 млрд. долл. (+13,6%), импорт – 304,85 млрд. долл. (+16,2%).
Таблица 1 - Внешняя торговля СЭЗ КНР в 2014 г. ( млрд. долл.) [4]
СЭЗ |
Стоимость (млн.долл.) |
Прирост (%) |
||||
Товарооб. |
Экспорт |
Импорт |
Товарооб. |
Экспорт |
Импорт |
|
Шэньчжэнь |
537,36 |
305,72 |
231,64 |
15,1 |
12.7 |
18,5 |
Сямэнь |
84,09 |
52.35 |
31,74 |
12,9 |
15,3 |
18,5 |
Чжухай |
54,17 |
26,60 |
27,56 |
18,6 |
23,0 |
14,6 |
Шаньтоу |
9,23 |
6,60 |
2,63 |
4,9 |
7,1 |
-0,3 |
Хайнань |
14,98 |
3,71 |
11,27 |
4,6 |
18,2 |
0,8 |
Всего |
699,83 |
394,98 |
304,85 |
14,7 |
13,6 |
16,2 |
Источник: ГТУ КНР
Согласно льготному режиму, действующему на территории СЭЗ, администрации зон в лице Управляющих комитетов пользуются правами провинциальных правительств в области регулирования местной экономики и разработки соответствующей нормативно-правовой базы. В частности, они самостоятельны в вопросах заимствования средств на мировом и внутреннем кредитных рынках, размещения за рубежом облигаций в рамках лимитов, предоставляемых центральным правительством. При этом они отвечают за свои обязательства собственными средствами.
Установленный лимит иностранных инвестиций в объекты, самостоятельно утверждаемые СЭЗ, в настоящее время составляет 50 млн. долл. (ранее – 30 млн. долл.). Инвестиции иностранного резидента должны составлять не менее 25% уставного капитала в создаваемом предприятии.
В отношении предприятий-резидентов СЭЗ применяются льготная ставка налога на прибыль и 5-летние «налоговые каникулы» с полным или частичным освобождением от уплаты данного налога (первые 2 года – налог не взимается, последующие 3 года – 50% от действующей ставки). До 2008 г. льготная ставка налога на прибыль составляла 15% (на других китайских предприятиях вне льготных зон - 33%).
В соответствии с Уведомлением № 39 Госсовета КНР «О переходной политике предоставления льгот в отношении налога на прибыль предприятий» от 26 декабря 2007 г. для предприятий-резидентов СЭЗ с 1 января 2008 г. был установлен 5-летний переходный период на новые ставки указанного налога: в 2008 г. – 18%, 2009 г. – 20%, 2010 г. – 22%, 2011 г. – 24%, 2012 г. – 25%.
Данное правило распространялось только на резидентов, которые были зарегистрированы до 15 марта2007 г. и ранее пользовались льготной ставкой налога в размере 15%. В отношении «новых» резидентов, зарегистрированных после 15 марта 2007 г., с 1 января 2008 г. была введена единая для всех предприятий КНР ставка налога на прибыль в размере 25%. Для резидентов, которые ранее пользовались льготной ставкой налога на прибыль в размере 24% (резиденты зон приграничного сотрудничества, «открытых» приморских городов), ставка указанного налога с 2008 г. была увеличена до 25%.
В отношении резидентов СЭЗ, занятых в сферах торговли, переработки, ремонта, а также в импортно-экспортных операциях, действует ставка НДС в 17%, как и на всей территории КНР. При этом НДС и таможенные платежи не взимаются при импорте производственного оборудования и материалов, ввозимых иностранным резидентом в счет своей доли в предприятии.
Налог на хозяйственную деятельность, потребительский налог (акциз), личный подоходный налог и другие виды налогов, существующие в КНР, в СЭЗ уплачивается по тем же ставкам, что и на остальной территории страны.
По решению местных администраций экспортно-ориентированным или высокотехнологичным предприятиям могут также предоставляться льготы неналогового характера, например, в виде сокращения или полного освобождения от платежей за использование земли, воды, электричества, газа, интернета, аренду помещений и др.
Максимальные сроки аренды земельных участков для резидентов СЭЗ составляют:
- для строительства жилья - 70 лет;
- для промышленного использования, строительства объектов науки, здравоохранения, образования, культуры, спорта - 50 лет;
- для объектов торговли, туризма, развлечений - 40 лет;
- для комплексного использования - 50 лет [3, с.15, 5, с. 122].
Право аренды предоставляется после уплаты рыночной стоимости участка, налог за аренду земли не взимается. По истечении срока контракт аренды может продлеваться на ежегодной основе за дополнительную плату.
Резиденты СЭЗ имеют право приобретать недвижимость в собственность. Налог на недвижимость оплачивается в размере 1,2% от ее стоимости, при аренде – 12% от стоимости аренды.
При реализации продукции на китайском рынке резиденты СЭЗ, в том числе предприятия с иностранным капиталом, могут действовать самостоятельно или через посреднические государственные компании. Устанавливая цены на свою продукцию, резиденты СЭЗ обязаны учитывать рекомендации местных ведомств, контролирующих цены. Цены на продукцию должны соответствовать ценам на аналогичные товары других предприятий КНР.
Зоны технико-экономического развития (ЗТЭР)
ЗТЭР в Китае начали создаваться с 1984 г. В ноябре 2010 г. решением Госсовета КНР количество ЗТЭР государственного уровня в стране увеличено с 54 до 90. Основная часть ЗТЭР расположена в восточном, наиболее развитом регионе Китая (средняя площадь одной зоны – 10 кв. км).
Главной задачей ЗТЭР является привлечение инвестиций для развития высокотехнологичных производств.
Зоны новых и высоких технологий (ЗНВТ).
В отличие от ЗТЭР эти зоны имеют более узкую сферу научно-технической и производственной деятельности, ограниченной следующими направлениями:
- электронные и информационные технологии;
- биотехнологии и технологии новых медицинских препаратов;
- новые материалы и технологии их внедрения;
- аэрокосмические технологии;
- современные технологии обработки материалов;
- технологии морского промысла;
- ядерные технологии;
- энергосберегающие технологии и технологии новых источников энергии;
- технологии охраны окружающей среды;
- современные сельскохозяйственные технологии;
- другие технологии, которые могут быть использованы в модернизации традиционных отраслей промышленности [2, с.45].
Свободные таможенные зоны (СТЗ)
В настоящее время в КНР действуют 13 СТЗ, общая площадь которых превышает 50 кв. км. Наиболее активно работающими являются СТЗ в гг. Шанхай, Тяньцзинь, а также 3 зоны в г. Шэньчжэне (Футянь, Шатоуцзяо, Яньтянь).
Общий объем внешнеторговых операций китайских СТЗ в2013 г. составил 317,02 млрд. долл. (+25,0%), в том числе экспорт - 125,2 млрд. долл. (+43,0%), импорт – 191,9 млрд. долл. (+15,4%).
Зоны приграничного экономического сотрудничества (ЗПЭС).
В настоящее время в Китае действуют 14 ЗПЭС государственного уровня, созданные для развития экономики приграничных регионов страны на базе расширения прямых торговых отношений с соседними государствами.
В приграничных районах с Россией действуют таких 4 зоны: в гг. Хэйхэ, Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжоули (Автономный район Внутренняя Монголия) и Хуэйчунь (провинция Цзилинь).
Несмотря на большой опыт развития особых экономических зон, в Китае до сих пор нет единого законодательного акта, регламентирующего их деятельность. Решения о создании отдельных зон принимались и принимаются Госсоветом КНР. Конкретные положения о зонах утверждаются Народными Собраниями соответствующих провинций, автономных районов, городов центрального подчинения. Общая координация деятельности и развития зон возложена на специальную межведомственную комиссию, которую возглавляет представитель Госсовета КНР в ранге вице-премьера. В состав комиссии входят представители Министерства финансов, Министерства строительства, Министерства земельных ресурсов, Главного таможенного управления, Управления валютного контроля, а также силовых ведомств. Секретариат комиссии входит в состав Министерства коммерции КНР.
Библиографическая ссылка
Бердникова Д.А. ОПЫТ КИТАЯ В ФОРМИРОВАНИИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15145 (дата обращения: 21.11.2024).