Одной из важнейших проблем современного образования является процесс необходимого применения информационных и коммуникационных технологий, внедрения новых методов и форм обучения [1].
Учитывая преобладание у современных студентов клипового мышления, сформировавшегося под воздействием средств массовой коммуникации, организация лекционного процесса – основного вида аудиторных занятий – с применением мультимедийной техники сегодня весьма актуальна [2 – 4]. Использование на занятиях электронных конспектов лекций (далее – ЭКЛ) позволяет перейти от традиционных лекций (лекций-монологов) к лекциям-беседам и лекциям-дискуссиям, что способствует активации познавательной деятельности обучающихся и развитию у них критического и аналитического мышления.
Кафедра техносферной безопасности МАДИ (далее – кафедра ТБ) активно применяет новые образовательные технологии и средства в учебном процессе [5]. ЭКЛ по курсу «Безопасность жизнедеятельности» (далее – БЖД) подготовлен и реализован в графическом редакторе MS PowerPoint. Первичный ЭКЛ был разработан в осеннем семестре 2012/2013 уч. г. студентами 4-го курса МАДИ, обучавшимися по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника». С тех пор он претерпел значительные изменения (исправления, дополнения) с целью максимального удовлетворения специфическим требованиям, предъявляемым к ЭКЛ [2], а также высказанным пожеланиям обучающихся. Разделы курса БЖД, содержащие статистический материал, подлежат актуализации не реже одного раза в год.
Целью настоящей работы являлось обновление (дополнение) статистических данных, содержащихся в ЭКЛ к разделам «Человек и техносфера» и «Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации» курса БЖД.
Материалы и методы. При обновлении ЭКЛ использовали статистические данные, размещенные на официальных сайтах Росстата (URL: http://www.gks.ru), Роструда (URL: http://www.rostrud.ru), Фонда социального страхования РФ (URL: http://fss.ru), МЧС России (URL: http://www.mchs.gov.ru), ГИБДД (URL: http://www.gibdd.ru), Минприроды России (URL: http://www.mnr.gov.ru).
Для внесений дополнений в диаграммы, размещенные на слайдах ЭКЛ, был использован редактор электронных таблиц Excel, открывающийся автоматически на вкладке «Конструктор» диалогового окна «Работа с диаграммами». Внесение косметических изменений в диаграммы (изменение цветовой схемы, типов заливки и пр.) производили с помощью инструментов, расположенных на вкладках «Конструктор» и «Формат» окна «Работа с диаграммами».
Для внесения дополнений в таблицы использовали инструменты вкладки «Макет» окна «Работа с таблицами». Внесение косметических изменений осуществляли посредством инструментов вкладки «Конструктор» окна «Работа с таблицами».
Обновление статистических данных в ЭКЛ реализовано студентом второго курса МАДИ (направление подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность») под руководством преподавателя кафедры ТБ.
Результаты. Результатом представленной работы является актуализированный ЭКЛ к разделам «Человек и техносфера» и «Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации» курса БЖД, содержащий новые статистические данные, взятые на официальных сайтах государственных органов.
Заключение. Обновленный ЭКЛ по курсу БЖД подлежит к внедрению в образовательный процесс кафедры ТБ в весеннем семестре 2015/2016 уч. г.
Библиографическая ссылка
Евстигнеева Ю.В., Евстигнеева Н.А. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КОНСПЕКТА ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14828 (дата обращения: 21.11.2024).