Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УТИЛИЗАЦИИ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ, ОБРАЗУЮЩЕЙСЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ГУП «МОСГОРТРАНС»

Бродская А.А. 1 Комков В.И. 1
1 Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
1. Трофименко, Ю.В. Снижение вреда окружающей среде при обращении с отходами эксплуатации автомобильного транспорта региона / Ю.В. Трофименко, В.И. Комков // Автотранспортное предприятие. – 2010. – № 5. – С. 33 – 36.
2. Трофименко, Ю.В. Прогноз динамики образования отходов / Ю.В. Трофименко, В.И. Комков, С.В. Шелмаков // Автотранспортное предприятие. – 2004. – № 6. – С. 54 – 58.

Любой житель современного города не представляет себе жизнь без автомобильного транспорта, как личного, так и общественного. Но кроме положительных эффектов от автомобилизации постоянно растущий объем пассажирских перевозок увеличивает потенциальную опасность негативных последствий, связанных в том числе с отходами эксплуатации, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

Если отработанные шины и изношенные детали автомобилей и автобусов, в том числе кузова, в основном просто захламляют значительные территории своими свалками, то масла и особенно охлаждающие жидкости наносят вред окружающей среде при нерациональном с ними обращении [1]. Развитие производств по переработке отработанного антифриза на базе крупных автотранспортных предприятий (АТП), не только предотвратит загрязнения окружающей среды, но также поспособствует существенной экономии энергии и сырья за счет рециклинга.

Наиболее крупным АТП г. Москвы, выполняющим городские перевозки автобусами различного класса, является государственное унитарное предприятие «Мосгортранс». В качестве объекта исследования был выбран один из его филиалов – 17-й автобусный парк, который обслуживает маршруты Южного, Юго-западного, Новомосковского и Троицкого округов столицы.

Достоверная оценка объемов образования охлаждающей жидкости является одним из ключевых моментов оценки производственной мощности технологий рециклинга, а так же процессов транспортировки отходов и продуктов переработки. При использовании сведений о численности транспортных средств, находящихся на балансе 17-го автобусного парка (429 ед.), их среднегодовых пробегов (исходя из общей протяженности 45 маршрутов) и объема системы охлаждения каждой конкретной марки автобусов, проведена уточненная оценка годовых объемов образования отработанных охлаждающих жидкостей на основе этиленгликоля [2]. Суммарная масса отработавшего антифриза составила 28,5 т/год. Полученный результат может служить ориентиром для выбора технологии, а так же создания производственных мощностей, позволяющих осуществить переработку.

По мере эксплуатации антифриза его показатели ухудшаются: расходуется запас щелочности, появляется склонность к пенообразованию, повышается способность к коррозии металлов, снижается теплопередача. Охлаждающая жидкость накапливает в себе взвешенные вещества, нефтепродукты, углеводороды, катионы и анионы. Эти вещества появляются в антифризе в ходе его загрязнения моторными маслами, бензинами, дизелями, тормозными и трансмиссионными жидкостями, продуктами коррозии. Вследствие выработки присадок и попадания загрязнителей переработка антифриза включает в себя два основных процесса: получение очищенного гликоля и восстановление исходных свойств (щелочных, коррозионных и др.).

Среди существующих видов электро-физико-химических разделений (вакуумная дистилляция, ионный обмен, мембранное разделение) была выбрана технологическая схема очистки отработанного водного раствора этиленгликоля методом обратного осмоса, который задерживает большинство растворенных загрязнителей, кроме воды и гликоля, на тонкопленочных комбинированных полиамидных мембранах с необходимостью предварительного удаления нефтепродуктов. Основные преимущества такого типа установок: низкие эксплуатационные затраты, отсутствие реагентов (коагулянтов, флокулянтов), высокая степень очистки, не требуют больших площадей, просты и удобны в применении. Полученное таким образом очищенное сырье может идти на производство новых антифризов путем добавления присадок, восстанавливающих свойства, характерные для первично используемой охлаждающей жидкости.


Библиографическая ссылка

Бродская А.А., Комков В.И. ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УТИЛИЗАЦИИ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ, ОБРАЗУЮЩЕЙСЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ГУП «МОСГОРТРАНС» // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14821 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674