Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОЦЕНКА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА ПЛАВУЧИХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗАЩИТНОЙ ОДЕЖДЫ

Лесникова Т.Ю. 1 Черунова И.В. 1 Лесникова М.Ю. 1
1 Институт сферы обслуживания и предпринимательства, филиал ДГТУ
1. Федеральные целевые программы России [Электронный ресурс] / Электрон. дан., [2016]. http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Title/1/2015. – Загл. с экрана.
2. Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс] / Электрон. дан. , [2016]. http://government.ru/media/files/2RpSA3sctElhAGn4RN9dHrtzk0A3wZm8.pdf. – Загл. с экрана.
3. Межгосударственный совет по промышленной безопасности [Электронный ресурс] / Электрон. дан. , [2016]. http://www.mspbsng.org/stat_accident/2014 . – Загл. с экрана
4. МЧС России [Электронный ресурс] / Электрон. дан. , [2016]. http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/document_file/5coNsJv9SN.doc. – Загл. с экрана.
5. МЧС России [Электронный ресурс] / Электрон. дан. , [2016]. Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/item/5044017. – Загл. с экрана.
6. Черунова И.В. Новые технологии расчета конструкций теплозащитной одежды / И.В. Черунова // Технология легкой промышленности / Изв. вузов – 2009 . – Т. 4. – № 2 – С. 51-54.
7. Cherunova I., Kornev N., Jacobi G., Treshchun I., Gross A., Turnow J., Schreier S., Paschen M. Application of calculations of heat transfer and computational fluid mechanics to the design of protection cloths / Cherunova I., Kornev N., Jacobi G., Treshchun I., Gross A., Turnow J., Schreier S., Paschen M. // Инженерно-физический журнал. – 2014. – Т. 87. – № 4. – С. 829-837.

Для освоения природных ресурсов человеку приходится активно контактировать с окружающей средой. В связи с огромным использованием продуктов нефтегазодобывающей промышленности человеку часто приходится сталкиваться и находиться в неблагоприятных условиях окружающей среды. Для уменьшения аварийных ситуаций на промышленных предприятиях внедряются сложные энерго- и наукоемкие технологии. Однако масштабы и последствия техногенных чрезвычайных ситуаций всегда непредсказуемы.

Присутствие человека на плавучих транспортных средствах обусловлено государственными интересами и масштабностью расширения зон освоения. Для этих целей были запущены государственные программы: «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 – 2030 годы», «Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года», «Водная стратегия Российской Федерации до 2020 года», развития водного туризма регионов [1], «Стратегия развития арктической зоны российской федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» [2].

Анализ представленных данных о состоянии и перспективах развития программ освоения водных акваторий в целях добычи полезных ископаемых, расширения транспортных морских путей, перехода на новый уровень концепций водного туризма, а также для расширения присутствия России в научно-исследовательских программах освоения Арктики, шельфовых территорий показал, что значительные приоритеты технологического развития нашей страны сосредоточены на создании и внедрении новейших разработок средств жизнеобеспечения людей в суровых условиях климата в сочетании с рисками аварийных ситуаций, когда человек может оказаться на воде.

Мониторинг и анализ аварийных ситуаций [3] (рис. 1) показал, что в Российской Федерации наибольшее количество (27 %) аварийных ситуаций зарегистрировано за объектами подъемных сооружений, второе место занимают объекты газораспределения и потребления – 15 %, а третье и четвертое места, соответственно, занимают объекты нефтехимической, нефтеперебатывающей промышленности и объекты нефтегазодобычи (14 % и 13 %). При этом наибольшее количество травмированных смертельно человек зафиксировано на объектах нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (59 чел.) и объектах нефтегазодобычи (18 чел.).

Работа в данных отраслях промышленности сопряжена с прямым взаимодействием окружающей среды и человека. Уровень сложности производственной среды обуславливает как требования к подготовке человека для выполнения данных видов работ, так и требования к уровню оснащенности и безопасности нахождения на данных объектах. Большое внимание уделяется плавучему техническому средству, на котором находится человек. Плавсредство, в зависимости от своего назначения, должно быть оснащено соответственно своему техническому классу.

К плавучим техническим средствам, на которых предусматривается пребывание и работа человека, относятся средства, представленные на рис. 2.

inz1.tifi

Рис. 1. Данные аварийности по видам деятельности

inz2.wmf

Рис. 2. Плавучие технические средства

При возникновении аварийных ситуаций на плавучих технических средствах, на морских и рыболовных судах гражданского или промыслового назначения гибель и травматизм людей происходит от взрывов и пожаров, а также от попадания людей в воду, что также может происходить как по причине погодных условий, серьезной качки плавучего средства на воде или в результате непосредственной аварийной ситуации, а также в результате несоблюдения техники безопасности.

Помимо плавучих технических средств специального назначения водная среда представляет собой опасность также и для маломерных судов. Ухудшение погодных условий может привести к попаданию человека в воду – смывание волнами, переворачивание судна, падение за борт. Распределение происшествий с маломерными судами по региональным центрам МЧС России отображено в таблице [4].

Распределение происшествий с маломерными судами [4]

Региональные центры

Количество происшествий с маломерными судами

Число погибших при происшествиях с маломерными судами

ДРВЦ

2

0

СРЦ

0

0

УРЦ

0

0

ПРЦ

7

5

СКРЦ

0

0

ЮРЦ

7

3

СЗРЦ

4

5

ЦРЦ

8

4

Республика Крым

1

0

Всего по России

29

17

Из общего количества судов, с которыми произошли происшествия, 8 судов затонуло, 14 – получили повреждения, на 6 судах отсутствовали спасательные средства, 6 происшествий совершено лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, у 13 граждан, совершивших происшествия с маломерными судами, отсутствовало необходимое удостоверение.

По категории водоема происшествия происходили: во внутренних водах Российской Федерации – 7 происшествий (24,1 %); на внутренних водных путях: на судовом ходу – 7 происшествий (24.1 %); за пределами судового хода – 9 происшествий (31,1 %); во внутренних морских водах и в территориальном море – 0 происшествий (0 %); в морских прибрежных водах до 20 морских миль – 6 происшествий (20,7 %) [4].

Для снижения количества травм и смертельных случаев на воде ведется активная работа спасателей – увеличивается количество спасательных постов, спасательное оснащение, подготовка нового персонала. Для спасения людей, терпящих бедствие в водах северных морей и океанов, спасателям приходится прибегать к различным методам: высаживаться и передвигаться по ограниченному пространству судна, суши или льда, осуществлять спасательные операции на воде и пр.

Важную роль в спасении людей, попавших в воду, является их экипировка. Минимальным средством спасения является – спасательный жилет или спасательный круг, который поможет человеку сохранить на воде равновесие. При этом при попадании человека в воду меняется полностью вся система его жизнедеятельности, которая была предусмотрена на воздухе (рис. 3, 4)

inz3.tiff

Рис. 3. Система взаимосвязи факторов охлаждающей воздушной среды и одежды с человеком

inz4.tif

Рис. 4. Система взаимосвязи факторов водной среды и одежды с человеком

При температуре воды от 2 до 20 °С время пребывания человека в воде повышается в 7 раз (20 мин и 2,5 ч соответственно) [6], при этом изменениям подвергается все системы: средневзвешенная температура тела, средняя температура тела, работа сердца становится неритмичной. В связи с чем, возникает необходимость в проработанной системе защиты человека, находящегося на плавсредстве.

При этом, согласно рис. 3, 4, спецодежда, которая проектируется изначально для эксплуатации в системе факторов охлаждающей воздушной среды, должна подразумевать функции трансформации как конструкции, так и самих свойств материалов, в результате чего такая одежда становится многофункциональной, в том числе в роли спасательного снаряжения на воде.


Библиографическая ссылка

Лесникова Т.Ю., Черунова И.В., Лесникова М.Ю. ОЦЕНКА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА ПЛАВУЧИХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗАЩИТНОЙ ОДЕЖДЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14744 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674