В качестве примера рассмотрим семафоры, мьютексы и мониторы.
В 1965 году Дейкстра предложил использовать переменную для подсчета сигналов запуска, сохраненных на будущее [1]. Им был предложен новый тип переменных – семафоры, значение которых может быть нулем (в случае отсутствия сохраненных сигналов активизации) или некоторым положительным числом, соответствующим количеству отложенных активизирующих сигналов.
Дейкстра предложил две операции, downиup (обобщения sleep и wakeup). Операция down сравнивает значение семафора с нулем. Если значение семафора больше нуля, операция down уменьшает его и просто возвращает управление. Если значение семафора равно нулю, процедура down не возвращает управление процессу, а процесс переводится в состояние ожидания. Все операции проверки значения семафора, его изменения и перевода процесса в состояние ожидания выполняются как единое и неделимое элементарное действие. Тем самым гарантируется, что после начала операции ни один процесс не получит доступа к семафору до окончания или блокирования операции. Элементарность операции чрезвычайно важна для разрешения проблемы синхронизации и предотвращения состояния состязания.
Операция up увеличивает значение семафора. Если с этим семафором связаны один или несколько ожидающих процессов, которые не могут завершить более раннюю операцию down, один из них выбирается системой (например, случайным образом) и ему разрешается завершить свою операцию down. Таким образом, после операции up, примененной к семафору, связанному с несколькими ожидающими процессами, значение семафора так и останется равным 0, но число ожидающих процессов уменьшится на единицу. Операция увеличения значения семафора и активизации процесса тоже неделима. Ни один процесс не может быть блокирован во время выполнения операции up, как ни один процесс не мог быть блокирован во время выполнения операции wakeup в предыдущей модели [1].
Иногда используется упрощенная версия семафора, называемая мьютексом [1]. Мьютекс не способен считать, он может лишь управлять взаимным исключением доступа к совместно используемым ресурсам или кодам. Реализация мьютекса проста и эффективна, что делает использование мьютексов особенно полезным в случае потоков, действующих только в пространстве пользователя. Мьютекс – переменная, которая может находиться в одном из двух состояний: блокированном или неблокированном. Поэтому для описания мьютекса требуется всего один бит, хотя чаще используется целая переменная, у которой 0 означает неблокированное состояние, а все остальные значения соответствуют блокированному состоянию. Значение мьютекса устанавливается двумя процедурами. Если поток (или процесс) собирается войти в критическую область, он вызывает процедуру mutexlock. Если мьютекс не заблокирован (то есть вход в критическую область разрешен), запрос выполняется и вызывающий поток может попасть в критическую область [1, 2].
Напротив, если мьютекс заблокирован, вызывающий поток блокируется до тех пор, пока другой поток, находящийся к критической области, не выйдет из нее, вызвав процедуру mutex_unlock. Если мьютекс блокирует несколько потоков, то из них случайным образом выбирается один.
В случае потоков ситуация кардинально меняется, поскольку нет прерываний по таймеру, останавливающих слишком долго работающие потоки. Поток, пытающийся получить доступ к семафору и находящийся в состоянии активного ожидания, зациклится навсегда, поскольку он не позволит предоставить процессор другому потоку, желающему снять блокировку.
Если два или больше процессов разделяют частично или полностью адресные пространства, различие между процессами и потоками частично размывается, но тем не менее все равно остается. Два процесса с общим адресным пространством все равно обладают разными открытыми файлами, аварийными таймерами и прочими характеристиками, присущими процессам, в то время как два потока, разделяющие адресное пространство, разделяют и все остальное. И в любом случае несколько процессов, совместно использующих адресное пространство, никогда не будут столь же эффективны, как потоки на уровне пользователя, поскольку управление потоками всегда происходит через ядро.
Чтобы упростить написание программ, в 1974 году Хоар и Бринч Хансен предложили примитив синхронизации более высокого уровня, называемый монитором [1]. Монитор – набор процедур, переменных и других структур данных, объединенных в особый модуль или пакет. Процессы могут вызывать процедуры монитора, но у процедур, объявленных вне монитора, нет прямого доступа к внутренним структурам данных монитора.
Реализации взаимных исключений способствует важное свойство монитора: при обращении к монитору в любой момент времени активным может быть только один процесс. Мониторы являются структурным компонентом языка программирования, поэтому компилятор знает, что обрабатывать вызовы процедур монитора следует иначе, чем вызовы остальных процедур. Обычно при вызове процедуры монитора первые несколько команд процедуры проверяют, нет ли в мониторе активного процесса. Если активный процесс есть, вызывающему процессу придется подождать, в противном случае запрос удовлетворяется.
Переменные состояния не являются счетчиками. В отличие от семафоров они не аккумулируют сигналы, чтобы впоследствии воспользоваться ими. Это означает, что в случае выполнения операции signal на переменной состояния, с которой не связано ни одного блокированного процесса, сигнал будет утерян. Проще говоря, операция wait должна выполняться прежде, чем signal. Это правило существенно упрощает реализацию. На практике это правило не создает проблем, поскольку отслеживать состояния процессов при необходимости не очень трудно. Процесс, который собирается выполнить signal, может оценить необходимость этого действия по значениям переменных.
Существует несколько языков программирования, поддерживающих мониторы, хотя и не всегда в соответствии с моделью Хоара и Бринча Хансена. Один из таких языков – Java, объектно-ориентированный язык, поддерживающий потоки на уровне пользователя и позволяющий группировать методы (процедуры) в классы. Добавление в описание метода ключевого слова synchronized гарантирует, что если хотя бы один поток начал выполнение этого метода, ни один другой поток не сможет выполнять другой синхронизированный метод из этого класса.
Мониторы являются структурным компонентом языка программирования, и компилятор должен их распознавать и организовывать взаимное исключение. В Pascal, С и многих других языках нет мониторов. В этих языках также нет и семафоров, но их легко добавить: нужно всего лишь присоединить к библиотеке две короткие программы, написанные на ассемблере и реализующие системные вызовы up и down. Компиляторы при этом не обязаны знать об их существовании. Разумеется, операционная система должна знать о семафорах, но даже если у вас операционная система с семафорами, вы можете писать программы для нее на С или С++. Если же операционная система с мониторами, необходим язык со встроенными мониторами.
Другая проблема, связанная с мониторами и семафорами, состоит в том, что они были разработаны для решения задачи взаимного исключения в системе с одним или несколькими процессорами, имеющими доступ к общей памяти. Помещение семафоров в разделенную память с защитой в виде команд TSL может исключить состояния состязания. Эти примитивы будут неприменимы в распределенной системе, состоящей из нескольких процессоров с собственной памятью у каждого, связанных локальной сетью.
Вывод из всего вышесказанного следующий: семафоры являются примитивами слишком низкого уровня, а мониторы могут использоваться только в некоторых языках программирования.
Библиографическая ссылка
Карасева Е.А., Мартышкин А.И. ОБЗОР СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ И РЕСУРСАМИ МНОГОПРОЦЕССОРНЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14728 (дата обращения: 03.12.2024).