Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОЦЕНКА БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ ДЕНДРОФЛОРЫ ПРИШКОЛЬНЫХ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ ГОРОДА АРХАНГЕЛЬСКА. ОБРАЗЦОВО-ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ № 59

Олупкина И.А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
В данной работе проводится инвентаризационное обследование зелёных насаждений на территории 10 общеобразовательных школ города Архангельска. Предметом исследования является дендрофлора пришкольных территорий. Одновременно с инвентаризацией выполнялись дендрологическая, биоэкологическая и ландшафтно-архитектурная оценка. Для демонстрации образцово-показательной организации пришкольной территории была выбрана школа № 59, для которой составлена схема рационального функционального зонирования и генеральный план территории, с созданием экологической тропы, выполняющей эстетическую и образовательную функции. Создание такой тропы, кроме выполнения эстетической функции, поспособствует изучению дендрофлоры, а также расширению биологических знаний школьников в области декоративного садоводства в родном краю. Тема актуальна и представляет интерес для широкого круга общественности. В настоящее время появилась потребность в экологическом образовании, и люди стали обращать внимание на состояние озеленённых территорий, прилегающих к объектам различного назначения, в том числе, территорий школ.
архангельск дендрофлора пришкольная территория экологическая тропа
1. Антонов А.М. Курс лекций по предмету «Теория ландшафтной архитектуры».
2. Бабич Н.А., Залывская О.С., Травникова Г.И. Интродуценты в зеленом строительстве северных городов: монография. – Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т., 2008 – 144 с.
3. Вольф Э. Л. Хвойные деревья и кустарники Европейской и Азиатской частей СССР / Э. Л. Вольф. – Л.: Изд-во Лесного института, 1925. – 172 с.
4. Олупкина И.А. Биологическое разнообразие дендрофлоры пришкольных насаждений города Архангельска/ И.А. Олупкина, М.М. Андронова, Н.А. Бабич; Северный (Арктический) фед. ун-т = Biodiversity of dendroflora related to schoolyard plantings of Archangelsk / I.A. Olupkina, M. M. Andronova, N. A Babich // Экологические проблемы Арктики и северных территорий : межвузовский сборник научных трудов / Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова ; отв. ред. П. А. Феклистов. - Архангельск, 2015. - Вып. 18. - С. 31-35. - (Экология растений). - Библиогр.: с. 34 (6 назв.)
5. Климат Архангельска/Под ред. Ц.А. Швер, А.С. Егорова. — Л.: Гидрометеоиздат, 1982.
6 Helmut. E. Landsberg/ The Urban Climate/ Helmut. E. Landsberg/ - Academic Press, 1981. – 248 p.
7. Сапелин А.Ю. Справочник ландшафтного дизайнера. Кладезь – Букс. Москва. 2010. – 128 с.
8. Студопедия – лекционный материал для студентов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.net/5_21122_lektsiya--malie-arhitekturnie-formi.html
9. Травникова Г. И. Курс лекций по дисциплине «Строительство и эксплуатация объектов»
10. База нормативной документации www.complexdoc.ru/Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР Ордена Трудового Красного Знамени Академия Коммунального Хозяйства им. К.Д. Памфилова [электронный ресурс]. – Нормы посадки деревьев и кустарников городских зеленых насаждений. Отдел научно-технической информации АКХ., Москва 1988. - Режим доступа: http://www.complexdoc.ru. (Дата обращения 10.06.2015).

Тема актуальна и представляет интерес для широкого круга общественности. В настоящее время появилась потребность в экологическом образовании, и люди стали обращать внимание на состояние озеленённых территорий, прилегающих к объектам различного назначения, в том числе, территорий школ.

Как известно, театр начинается с вешалки, а школа - со двора. Видовой состав зелёных насаждений следует считать носителем многочисленной информации, выполняющим эстетико-художественные, образовательно-воспитательные и иные функции.

Информативность насаждений на территории общеобразовательных учреждений выражается в их способности удовлетворить познавательную потребность учащихся по отношению к природе, поэтому были поставлены цели:

- Создать эстетическое и экологическое школьное пространство

- Предложить рациональное функциональное зонирование

- Улучшить экологическую обстановку

- Воспитать трудолюбие и бережное отношение к природе

Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:

- Проанализировать нормативные отступления в озеленении территорий школ

- Улучшить внешний вид пришкольных территорий

- Способствовать формированию ответственного отношения к природе

-Способствовать привлечению родительских комитетов, коллективов педагогов и учащихся к вопросам эстетического оформления школ

- Разработать генплан территории школьного двора с рациональным размещением функциональных зон и наличием экологической тропы, несущей образовательную функцию.

Инвентаризационное обследование зелёных насаждений проводилось на территории десяти общеобразовательных школ города Архангельска. Предметом исследования является дендрофлора пришкольных территорий. Одновременно с инвентаризацией выполнялись дендрологическая, биоэкологическая и ландшафтно-архитектурная оценка.

Дендрофлора школьных насаждений представлена 10 семействами. Наиболее популярны семейства Розоцветные, Ивовые, Берёзовые и Маслиновые.

Было выявлено что наиболее популярными древесными породами являются береза пушистая, тополь бальзамический, ива остролистная, осина обыкновенная. Среди кустарников преобладают насаждения розы морщинистой, малины обыкновенной и дерена красного. Древесные насаждения в целом имеют удовлетворительную оценку состояния и 2 балла декоративности, в связи с наличием сухих ветвей, механических повреждений. Большинство берёз имеют морозобойные трещины. Отдельные экземпляры ивы остролистной и тополя бальзамического требуют обрезки поросли. Полностью сухие насаждения необходимо удалить, так как они не выполняют эстетических функций и могут нанести вред здоровью. Необходимо удалить насаждения с колючками и с ядовитыми плодами. Требуется спилить высокие пни заподлицо до уровня земли, отдельные большие пни рекомендуется сохранить для создания малых архитектурных форм.

На территориях общеобразовательных школ учитывались коммуникации и зоны их влияния. После проведения анализа был сделан вывод о том, что на территориях большинства школ размещение зелёных насаждений не соответствует требованиям.

Было изучено наличие функциональных зон на территориях общеобразовательных учреждений.

Согласно рекомендациям Тодоронского, на территориях школ выделяют 4 основные зоны: спортивная, хозяйственная, учебно-опытная, отдыха. По данным других источников дополнительно выделяют зону культурно-массовых мероприятий.

Во всех школах присутствует спортивная зона, хозяйственная зона, зона отдыха– отсутствуют скамьи. Условно-выделена парадная зона (оранжевый) и прогулочная (голубая). Учебно-опытная лишь в 2х школах (1 и 17).

Для более подробного наглядного примера были выбраны школы под номерами 20 и 59, так как в них были замечены нормативные отступления в большем количестве.

Школа № 20 была построена в 1982 году. Занимает площадь 3 га. Для неё составлен план функционального зонирования. Спортивная зона занимает 27%, хозяйственная зона 0,5%, зона отдыха 20%, учебная зона 10, парадная зона =отдых.

1-зона отдыха, 2- хозяйственная зона, 3- спортивная зона, 4 –учебная (здание)

Рисунок 1 – Функциональные зоны. Школа № 20.

Составлен дендрологический план, а также план реконструкции, совмещённый с зоной влияния коммуникаций.

Рисунок 2 – Дендрологический план школы № 20

Рисунок 3 – План реконструкции школы № 20

Согласно нашим исследованиям на участке школы необходимо провести частичную реконструкцию насаждений, приуроченную к ремонтным работам коммуникаций. На первом этапе рекомендуется заменить 17 экземпляров деревьев 1 и 2 класса высоты (берёзы) на деревья 3 класса высоты (рябина обыкновенная), и 4 древесных экземпляра на высокие кустарники (акация жёлтая).

На втором этапе рекомендуется удалить березу пушистую (№1), в связи с полным усыханием.

Школа № 59 построена в 1995 году. Занимает площадь в 3,5 га. Основными элементами озеленения школы являются кустарниковая растительность и молодняки, декоративность которых достаточно низкая.

Для территории этой школы составлена схема функционального зонирования. Видно, что территория использована не рационально. Спортивная зона занимает 40% пришкольного участка, на которой располагается 2 футбольных поля и 3 волейбольных площадки. Отсутствует зона отдыха.

1- Спортивная зона, 2 –Зона культурно-массовых мероприятий, 3- хозяйственная зона, 4 – учебная зона

Рисунок 4 – Функциональные зоны. Школа № 59.

После проведения инвентаризации древесно-кустарниковой растительности, напрашивается вывод о том, что ассортимент недостаточен для образовательных функций учащихся.

Для демонстрации образцово-показательной организации пришкольной территории была выбрана школа № 59, для которой составлена схема рационального функционального зонирования.

Рисунок 5 – Схема рационального функционального зонирования.

 

На участке расположены следующие основные зоны: Учебная (включает в себя здание школы, занимает 8,2%), спортивная (Спортивное ядро 2 типа с беговой дорожкой 200 м и площадками для прыжков в длину и толкания ядра, площадка для волейбола и баскетбола, площадки для игр старших и младших классов на которых рекомендуется разместить уличные тренажеры, скейт-площадка. Занимает 30%); отдыха (теневой садик, 4%), хозяйственная (1,5%); культурно-массовых мероприятий + ПДД (1%), парадная зона (7,4%), прогулочная зона (Экологическая тропа, 43%).

Рисунок 6 – Генеральный план территории школы № 59.

Экологическая тропа спроектирована с участием как аборигенных, так и интродуцированных видов, расположенных по встречаемости в городе Архангельске.

При создании такой тропы, ассортимент древесной растительности увеличится от 7 видов до 30.

Началом маршрута будет аллея из Лиственницы Архангельской, так как хвойные являются самыми популярными породами нашей области.

Далее, насаждения ольхи серой и осины, возле площадок для игр, нас встречают насаждения рябины обыкновенной, рябины черноплодной. Сами же площадки отделены друг от друга и от спортивного ядра свободной живой изгородью из кизильника блестящего и пузыреплодника клинолистного.

Двигаясь, дальше по тропе, трудно не обратить внимание на тенистый уголок из хвойных древесных насаждений таких, как: сосна обыкновенная, две туи западных, ель обыкновенная и ель колючая, пихта сибирская а также кустарники, которые усиливают декоративный эффект хвойной группы: дёрен красный, и лох узколистный. Напротив хвойной группы, располагаются липовая группа из лип крупнолистная, мелколистная и американская, которые своей светлой листвой создают контраст тёмной группе из хвойных насаждений, и создают необходимое затенение для части игровых площадок.

После липовой группы деревьев, будут следовать насаждения из различных видов ив: ива остролистная, ива узколистная, ива ушастая.

Далее, после раскидистых крон ив, откроется обзор на групповую посадку дуба черешчатого. Его мощный ствол и широкая крона с декоративной листвой выгодно смотрится на открытом участке.

Напротив дубов предлагается высадить различные виды черемухи: обыкновенная, Маака, виргинская. У каждой очень декоративные соцветия. Черемуха Маака - обладательница золотистой коры, которая придаёт ей большую декоративность. Группа из дерена белого.

Далее будет следовать кленовая группа, которая состоит из клёна остролистного, зеленокорого и татарского, ясенелистного, гиннала. Все они отличаются друг от друга резьбой листвы, и обладают ажурными кронами. Декоративны в осеннее время. Клён зеленокорый декоративен и в зимний период.

Напротив кленовой группы будут произрастать ясени шершавый и гладкий.

Далее по маршруту группа сиреней волосистая, амурская, обыкновенная и яблонь: ягодная, Недзвецкого.

Маршрут тропы проходит и за зданием школы. В зоне тихого отдыха расположен теневой садик с альпинарием, в котором произрастают кустарниковые и травянистые виды, которые хорошо растут в тени. Далее, огибая школу, мы оказываемся на площадке перед зданием, где завершается маршрут кустарниками на зелёных островках – рябинник рябиннолистный, акация жёлтая, калина обыкновенная.

Создание такой тропы, кроме выполнения эстетической функции, поспособствует изучению дендрофлоры, а также расширению биологических знаний школьников в области декоративного садоводства в родном краю.


Библиографическая ссылка

Олупкина И.А. ОЦЕНКА БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ ДЕНДРОФЛОРЫ ПРИШКОЛЬНЫХ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ ГОРОДА АРХАНГЕЛЬСКА. ОБРАЗЦОВО-ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ № 59 // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14361 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674