Изучение окружающего мира имеет решающее значение при достижении личностных, метапредметных и предметных результатов начального образования. Изучение курса «Окружающий мир» способствует достижению следующих предметных результатов:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать, выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире и др.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в качестве цели освоения младшими школьниками учебного предмета «Окружающий мир» выделено требование, которое учителями не всегда осознается. Речь идет об овладении младшими школьниками доступными способами изучения окружающего мира. Это требование во ФГОС НОО сформулировано следующим образом: освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). Казалось бы, здесь нет ничего нового: и наблюдениями, и опытами, и измерениями, и сравнениями, и классификацией учителя занимались и раньше. Но здесь появляется новый аспект. Если раньше эти способы познания мира выступали в качестве методов обучения, то сейчас этими методами (способами) должны овладеть сами учащиеся.
Понятие метод (греч. metodos), обозначающее в широком смысле путь, способ исследования или познания, наполнено разным содержанием.
Методы бывают: словесные, наглядные и практические.
Словесные методы обучения – это наиболее распространенная группа методов обучения, применяется по всем школьным предметам и обслуживающая все ступени и формы обучения.
Наглядные методы применяются в учебном процессе по всем предметам, во всех классах и в разных организационных формах обучения, широко используются в связи со словесными методами. Особое значение наглядные методы имеют при изучении окружающего мира.
Использование практических методов обучения направлено на познание действительности с целью формирования навыков и умений, углубления имеющихся знаний. В процессе их использования применяют приемы планирования выполнения задания, постановки задания, оперативного стимулирования, контроля и регулирования, анализа результатов, определения причин недостатков. Практические методы обучения используются в комплексе с другими, например, наглядными методами обучения.
Использование разнообразных методов предусматривает и различные виды деятельности учащихся и учителя, требующих большой самостоятельности учащихся в обучении. К ним относятся упражнения, а также лабораторные, практические, географические, исследовательские работы. Остановимся на характеристике метода наблюдение, который в настоящее время недооценивается в учебном процессе начальной школы.
Наблюдение – это один из основных естественнонаучных методов познания мира в начальной школе. В учебниках можно встретить множество заданий на наблюдение в природе. Учителям рекомендуется организовывать систематические наблюдения учащихся за сезонными изменениями в жизни природы и человека.
Наблюдение – это метод обучения, представляющий собой активную форму чувственного познания. Наиболее часто этот метод используют при изучении учебных предметов естественнонаучного цикла. Наблюдения различного характера могут проводиться как под руководством учителя, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя. При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: необходимо предупредить учащихся о побочных явлениях, научить их фиксировать и обрабатывать данные наблюдений и пр. Этот метод способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение.
Виды наблюдений: в классе или на природе; за объектами неживой природы; за явлениями неживой природы; за объектами живой природы; фронтальный, групповые или индивидуальные. Дети наблюдают самостоятельно или под непосредственным контролем учителя. Основные требования к проведению наблюдений: конкретность и систематичность.
Наблюдение – важный источник знаний об окружающем мире. Они дают основу, на которую в дальнейшем строятся мыслительные операции. Наблюдение является средством развития мышления. Любые наблюдения начинаются с постановки цели, определения объекта. Важным условием наблюдения является разумный отбор объектов.
Еще одним важным условием является соблюдение этапов наблюдения:
1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление об объекте).
2) Работа по рассмотрению частей объекта.
3) Обобщение увиденного.
После проведения наблюдения необходимо закрепить полученные данные. К приемам закрепления наблюдения можно отнести следующие:
1) Рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить.
2) Иммитация.
3) Сравнение.
4) Работа с иллюстрацией.
5) Самостоятельное проведение наблюдения [1,2].
Младшие школьники в ходе освоения данного метода обнаруживают, что, наблюдая, человек пользуется зрением, обонянием, осязанием, слухом и вкусом; что восприятие у животных устроено иначе, чем у человека. Одним из условий эффективности этого метода является предварительное составление программы наблюдения. Обыкновенно такая программа задается учителем. Однако овладение наблюдением как способом познания окружающей действительности предполагает формирование соответствующего умения и у младших школьников.
Одним из таких способов формирования умения наблюдать является составление плана, программы наблюдений. На одном из уроков учащимся ставится задача: рассказать о домашнем животном по записке-подсказке с перечислением того, что нужно описать (размер, особенности строения головы, туловища, стоячие или висячие уши, наличие хвоста, короткая или длинная шерсть и т.д.).
Примерная схема наблюдения животного.
- Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.
- Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и в неволе). По этим признакам сравниваем с уже известным однотипным животным, отмечая и сходство, и различия.
- Особенности и роль данного животного в жизни человека.
Этот же подход можно использовать и при составлении плана наблюдения за другими объектами и явлениями окружающего мира.
Примерная схема наблюдения растения.
- Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей.
- Определяют цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения.
- Особенности ухода и содержания данного растения по сравнению с уже знакомыми: требования растения к теплу, освещению, воде; принадлежность растения к определенной группе (деревьям, кустарникам, травянистым растениям).
В связи с этим следовало бы обратить внимание и на формирование у младших школьников умения упорядочивать результаты наблюдений. Прежде чем достичь конечную цель наблюдений – найти ответ на предварительно заданный вопрос, часто бывает необходимо соответствующим образом упорядочить результаты наблюдений, заполнить таблицу, например, «Породы собак». Сводные таблицы, в которых приводятся наблюдаемые характеристики, упорядочивают информацию, дают возможность сравнивать полученные данные.
Наблюдения за предметами и явлениями природы помогают младшим школьникам накопить фактический материал, необходимый для установления закономерностей в природе. Этот метод преподавания естествознания развивает наблюдательность детей.
Библиографическая ссылка
Тимошкина Н.В., Черткоева Е.Г. НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14338 (дата обращения: 21.11.2024).