Электронная торговая площадка (ЭТП) - программно-аппаратный комплекс организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие продавца и покупателя через электронные каналы связи. Иными словами, это отдельные Internet-системы, предназначенные для торгов на продажу и покупку товаров и услуг в режиме онлайн. Благодаря ЭТП в одном информационном и торговом пространстве объединяется огромное количество поставщиков и потребителей различных товаров и услуг, что характерно повышает эффективность их бизнеса. На электронных торговых площадках собраны совершенно разные лоты: от канцелярских товаров, которые нужны ежемесячно каждой компании, до услуг по реализации большого объема металла. Электронная торговля имеет определенные преимущества перед обычной, привычной людям торговлей в реальной жизни:
- упрощенный порядок заключения сделки;
- снижение сопутствующих издержек;
- продвижение продукции через Internet;
- установление уровня закупочных цен на сырье, комплектующие и оборудование на основе реальной конкуренции, появляющейся вследствие огромной аудитории с одинаковыми или смежными целями;
- повышение оперативности, прозрачности и управляемости торгово-закупочных процессов;
- поиск и привлечение новых партнеров;
- достижение максимальной прибыли.
С совершенствованием IT-технологий эффективность электронной торговли будет только усиливаться, что в скором времени приведет к уничтожению актуальности реальной торговли. Это объяснимо и сейчас имеет аргументационную базу: помимо упрощенного порядка действий, который является наибольшим преимуществом, ЭТП предоставляет все функции, которые необходимы для обеспечения успешного сбыта и снабжения:
- регистрация участников;
- создание и поддержка фирменных каталогов;
- поиск продавцов и покупателей;
- обеспечение материально-техническими ресурсами;
- проведение аукционов, тендеров и других конкурсов в онлайн-режиме;
- комплекс средств интерактивного взаимодействия контрагентов;
- подготовка контракта;
- проведение оплат поставщикам;
- контроль поставок.
Все это создает особую инфраструктуру, которая в настоящее время определяет модель торговли будущего. Однако для работы на электронной торговой площадке необходим пропуск, которым является электронная цифровая подпись (ЭЦП). Электронная подпись - это аналог подписи физического лица, обладающая следующими свойствами:
- является уникальной;
- защищена от копирования;
- указывает на лицо, которое подписало документ.
В настоящее время многие предприятия используют те или иные методы безбумажной обработки и обмена документами. Использование подобных систем позволяет значительно сократить время, затрачиваемое на оформление сделки и обмен документацией, усовершенствовать и удешевить процедуру подготовки, доставки, учета и хранения документов, построить корпоративную систему обмена документами. Однако при переходе на электронный документооборот встает вопрос авторства документа, достоверности и защиты от искажений.
Наиболее удобным средством защиты электронных документов от искажений, позволяющим при этом однозначно идентифицировать отправителя сообщения, является электронная цифровая подпись (ЭЦП). С технической точки зрения ЭЦП формируется путем шифрования информации, содержащейся в документе, представляя собой уникальную последовательность символов, которая находится либо в теле подписанного файла, либо прилагается к нему. Внешнее выражение электронной подписи не имеет ничего общего с подписью рукописной, однако назначение подписи и того и другого вида одинаково: удостоверение подлинности документа.
Существует три вида электронно-цифровой подписи:
- Простая - она служит для подтверждения того, что документ исходит от определенного лица.
- Усиленная неквалифицированная. Такой вид подписи не только указывает на лицо, ее поставившее, но и подтверждает, что после ее проставления никаких изменений в документ не вносилось.
- Усиленная квалифицированная. Она обладает характеристиками неквалифицированной ЭЦП, но выдается только в специализированных центрах, имеющих аккредитацию от Минкомсвязи.
На электронной торговой площадке сертификат ЭЦП нужен для того, чтобы вся деятельность была юридически значима. При отсутствии ЭЦП на сайте ЭТП не возможен электронный документооборот, который включает в себя получение аккредитации, участие в открытых аукционах онлайн и т.д. Порядок ее использования регламентирован Законом «Об электронной подписи» № 63-ФЗ от 06.04.2011. Сразу после получения ЭЦП участник проходит авторизацию на сайте, после чего становится полноправным членом электронной торговой площадки.
С развитием информационных технологий модернизируются все сферы общества, начиная здравоохранением и заканчивая теневой коммерцией, и электронная цифровая подпись - весомый шаг на пути к модели совершенного будущего. Ее актуальность уже сейчас подтверждена везде, где требуется юридическая сила, а XXI веке - это обязательное условие сделок, договоров, ценных бумаг и т.д.
Конкретная значимость ЭЦП представлена в механизме действия электронной торговой площадки, однако это лишь узкая сфера, не способная до конца раскрыть достоинства такой подписи. Эффективность использования любых информационных технологий, в том числе и на электронных торговых площадках способствует повышению эффективности торговой деятельности, используя минимальное количество трудовых и материальных ресурсов и конечно же, избегая ненужных потерь.
Научный руководитель: профессор РАЕ, доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры Информационных технологий Хачатурова Седа Сейрановна.
Библиографическая ссылка
Темнякова А.А. ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ В МЕХАНИЗМЕ ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДКИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14329 (дата обращения: 21.11.2024).