Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: МИРОВАЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Манохина А.А. 1
1 Финансовый университет при Правительстве РФ
Малое и среднее предпринимательство для экономики любой страны играет решающую роль, так как именно данный сектор бизнеса обеспечивает занятость, уменьшает нищету и создает материальные блага, удовлетворяя потребности общества быстрее всех. Малый и средний бизнес является значимым налогоплательщиком, поэтому правительство заинтересовано поддерживать данный сектор, помимо этого более одной трети трудоспособного населения заняты именно в этой сфере. Малое и среднее предпринимательство в России является приоритетной проблемой для российской экономики и государственных структур. Для того чтобы малый бизнес процветал, правительство должно вести активную политику, поддерживать и открывать новые возможности для осуществления предпринимательства. Значимость среднего предпринимательства, которая заключается в самозанятости людей и создании новых рабочих мест, росте валового внутреннего продукта, пополнении бюджета налогами, а также в повышении качества жизни граждан, в связи с чем правительство старается максимально оказывать данному бизнесу финансовую поддержку.
государственная поддержка в США.
проблемы МСП
субсидии
программы по поддержке МСП
поддержка малого и среднего бизнеса
малый и средний бизнес
1.Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями от: 28 декабря 2013 г. Принят Государственной Думой 6 июля 2007 года. Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года
2.Малое и среднее предпринимательство в России. Росстат. Сборник по итогам 2014г. Федеральная служба государственной статистики (Росстат): Москва, 2014
3.Стенограмма заседания Госсовета по поддержке малого и среднего бизнеса, Информационный электронный портал: Российская газета, 7 апреля 2015, http://www.rg.ru/2015/04/07/putin-stenogramma.html
4.ГБУ Малый Бизнес Москвы; Департамент Науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, по состоянию на 23 июля 2015, http://www.mbm.ru/
5.Информационный сайт Министерства Финансов США, www.treasury.gov, по состоянию на 20 июля 2015
6.Public 111-240 Law, 27 сентября 2010, «State Small Business Credit Initiative (SSBCI)», источник сайт Министерства Финансов Соединенных Штатов Америки http://www.treasury.gov/resource-center/sb-programs/Pages/ssbci.aspx по состоянию на 20 июля 2015
Глобализация бизнеса часто рассматривается как синонимы с подъемом гигантских многонациональных корпораций, и это наталкивает на мысль, что малые и средние предприятия играют лишь второстепенную роль в экономическом процессе. Тем не менее, доля малого и среднего бизнеса (даже самых маленьких) участвует в международной деятельности. Значение малого и среднего бизнеса велико и неразрывно друг от друга. Большие корпорации в мире в основном не создают, а сокращают рабочие места путем автоматизации и компьютеризации производства, тем временем малый и средний бизнес создает большое количество новых рабочих мест. Это имеет огромное значение для стран, где высокий уровень безработицы. К тому же малый и средний бизнес ориентирован на обеспечение массового спроса, а также он быстрее откликается на удовлетворение их потребностей.

Малое и среднее предпринимательство принимается во всем мире как инструмент расширения прав, возможностей граждан и обеспечения экономического роста. Сами МСП представляют собой неоднородную группу, обладающую различными размерами, отраслями, регионами и профилями, а это также компании, которые независимы, имеют правовой статус, сектор, занятость и оборот.

В настоящее время, во всех странах, особенно в экономически развитых, с демократическими традициями, важна полноценная правовая система, в которой рынок является единственным арбитром экономики, а частное предпринимательство приветствуется. Развитие - это основная цель любой страны в настоящее время и продолжит быть в течение многих десятилетий, а рост значимости малого и среднего предпринимательства играет в развитии национальной экономики существенную роль. Вклад малого и среднего предпринимательства в экономику рассматриваются как ключевые факторы экономического развития и важными партнерами в борьбе против бедности глобально.

Конечно, вклад малого и среднего предпринимательства в экономические основы значительно варьируется между странами: в более богатых странах, как правило, сектор МСП гораздо шире, чем более бедные страны, которые как правило, имеют меньше секторов МСП. До середины 2014 года в малом и среднем предпринимательстве в Российской Федерации было занято менее трети населения, вклад в ВВП которого составляет не более 21%, но в связи с сегодняшней экономической ситуацией, связанной с войной на Украине и санкциями против Росси, что не может не влиять на предпринимательскую активность населения, процент малых и средних предпринимателей ежемесячно сокращается. (Сейчас он составляет 6%).

Это связано не только с экономической ситуацией, но также и с тем, что малое предпринимательство беззащитно перед бюрократией в нашей стране, тем самым у организации появляется множество преград и проблем на самом первом этапе - регистрации своего предприятия. Складывается ощущение, что чиновники никак не заинтересованы оказывать поддержку малому предпринимательству, а наоборот - создают препятствия.

Правительство Российской Федерации разрабатывает различные программы по поддержке малого и среднего предпринимательства, которая проявляется в различных формах, как: денежные субсидии, помощи в подборе кадров, а именно лучших студентов вузов, иногда даже без заработной платы. На этапе открытия малый и средний предприниматель сталкивается с проблемой поиска недорогих, но специализированных кадров, поэтому МСП активно берет молодых студентов и «воспитывает» их самостоятельно.

Правительство предоставляет льготный лизинг, бизнес-инкубаторы: возможность обзавестись офисом за небольшую плату, надежной арендой для производственных предприятий является использование помещений города через государственные унитарные предприятия, которая предоставляется на пять лет. Для этого необходимо победить в конкурсе на право получения аренды. Помимо этого, государство предоставляет льготную аренду, в размере 3500 рублей за квадратный метр в год малым предприятиям, арендующих объекты нежилого фонда, действующих по договору аренды, заключенным без проведения торгов и осуществляющие деятельность в областях, как здравоохранение или образование, организации социального питания, бытового обслуживания, физической культуры и спорта, производства. Также существуют льготные, а иногда и бесплатные бухгалтерские и юридические услуги, иногда государство дает возможность бесплатно или льготно поучаствовать в выставках.

В РФ остро стоит вопрос на получение малыми и средними предпринимателями государственных заказов, для решения этой проблемы, на начальном этапе компаниям предлагаются информационные семинары, круглые столы и образовательные форумы, где предприниматели могут получить набор методических материалов о государственных закупках. Данное обучение включается в себя ознакомление с законодательными актами РФ, изучение принципов участия в торгах и аукционах, особенности их участия, также компании получают знания как обжаловать действие и решение заказчиков, решать спорные вопросы и самое главное заключение контракта на государственные заказы и правильность его исполнения.

В рамках программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2016 гг.» действующие и будущие предприниматели могут обучится правилам ведения бизнеса, а также получить полезные практические навыки.

В РФ малому и среднему бизнесу предоставляются различные субсидии:

1) Субсидии компаниям, участвующим в выставочных мероприятиях, не занимающихся торговой, агентской, посреднической, производственной, а также не должна заниматься добычей полезных ископаемых проходящие после 1 января 2013 года, в размере 300 000 рублей на покрытие затрат на регистрационный взнос, оборудование стенда, аренду выставочной площади, расходы на размещение информации в материалах выставочного мероприятия.

2) Субсидии на возмещение части затрат по договорам лизинга, размер которой составляет 5 000 000 рублей, но не более тридцати процентов от стоимости предмета лизинга.

3) Субсидии по возмещению процентов по кредиту, максимальный размер которой составляет 5 000 000 рублей, целью кредита не должно быть приобретение оборотных средств и сфера работы компании не должна быть связана с торговлей.

В 2013 году для поддержки и содействия малому и среднему предпринимательству был создан Центр экспортно-ориентированной деятельности, который помогает компаниям осуществлять поставки товаров за рубеж, также в его задачи входит создание благоприятной среды для возникновения конкурентоспособных товаров, которые будут нужны на зарубежных рынках, создаваемые малыми и средними компаниями.

В ходе нынешней экономической ситуацией, а также санкциями против России, к концу 2014 года создается Фонд развития промышленности, который направлен на стимулирование отечественных производителей создавать качественный продукт, обеспечивающий импортозамещение в будущем.

Создание Фонда направлено на увеличение доступности кредитов для промышленных предприятий, реализацию механизма стимулирования данных предприятий, внедрение новых инновационных продуктов, которые будут иметь высокую конкурентоспособность на национальном рынке, но и на зарубежном. 

 В связи с экономической ситуацией, Правительство Российской Федерации разработала «антикризисный» план, в соответствии с которым в 2015 году будут предоставляться субсидии предприятиям в области промышленности, которые они смогут потратить на частичную уплату процентов по кредиту, целью которого является увеличение оборотных средств или финансирование своей деятельности. Эта программа действует для кредитов, денежные средства по которым были получены в российских кредитных организациях и Внешэкономбанке, а также в международных финансовых организациях, которые работают с учетом международных договоров. На реализацию первых этапов, связанных с содействием стабильного процветания экономики, государство выделяет 20 миллиардов рублей.

Для того чтобы понять роль малого и среднего бизнеса в мире, необходимо проанализировать зарубежную практику, а именно как происходит государственная поддержка в Соединённых Штатах Америки. Предоставляя миллионы рабочих мест, институт малых и средних предприятий является основным средством устойчивой индустриальной и социальной диверсификации общества, таким образом выступая одним из основных драйверов экономического развития большинства стран, особенно в США.

Сравнивая малый бизнес в развитых странах - США и в развивающихся, как РФ, можно найти такие отличия: малый бизнес в экономике развитых стран существует на протяжении долгих лет и являются двигателем экономики, в основном предприятия имеют узкую направленность, доступ к рынкам и историю прошлой деятельности, существуют хорошо функционирующие структуры поддержки и финансовые схемы, главной необходимостью в данных странах является высококвалифицированная поддержка в развитии информационно - коммуникационных технологий, большая конкурентоспособность и выход на международные рынки. Вклад малого и среднего бизнеса в развитых странах составляет более 50%, в то время как в Российской Федерации он едва превышает 20%.

Согласно законодательству США, к категории малых и средних предприятий являются субъекты хозяйствования, на которых занято до 500 человек. В настоящее время в США насчитывается примерно семь миллионов предприятий с численностью сотрудников свыше 600 человек, из них на шести миллионов компаний задействованы не менее двадцати человек в каждой. Кроме того, в США действует более восемнадцати миллионов индивидуальных несельскохозяйственных предприятий. Малые и средние предприятия в Соединенных Штатах представлено в различных сферах, чаще всего это производство, торговля, предоставление услуг, а также большую долю в МСП имеют компании, занимающиеся инновациями. На сегодняшний день в соединенных Штатах Америки более трети рабочих мест предоставляет малый и средний бизнес, что говорит о важности его существования в стране.

Помимо торговли, предоставления услуг и инноваций, малый и средний бизнес в США активно принимает участие в развитии науки, производства новых товаров, совершении открытий и новейших изобретений. Доля развития науки и создание инноваций очень велика в составе МСП, но также на них и приходится производство летательной техники, оборудования для офиса, компьютеров и иных видов продукции.

Соединенные Штаты Америки являются на сегодняшний день самой большой финансовой системой в экономике, которая активно поддерживает и развивает малый и средний бизнес, считая его гарантом дальнейшего успешного социально-экономического развития страны и конкурентоспособности на мировых рынках. Министерство Финансов США проводит активную политику со стороны государства по внедрению различных программ, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства, а именно оказывает финансовую помощь, предоставляет консалтинговые услуги, обучение, информационное обслуживание. Министерство Финансов способствует привлечению малого бизнеса в исполнении государственных заказов, оказывает правовую и административную помощь.

В США существует программа, которая осуществляет поддержку обездоленным гражданам, включая женщин, ветеранов войн, инвалидов, ограниченно - дееспособных, альтернативно - развитых людей, по процедурам заключения контрактов, а также по всем вопросам, касающихся создания малого бизнеса.  В рамках своей работы Администрация малого бизнеса имеет возможность помогать предпринимателям путем финансовой и консалтинговой протекции, содействовать в получении государственных заказов и заключении договоров с масштабными компаниями. Представительства Администрации малого бизнеса располагаются во всех больших городах, что упрощает применение политики господдержки малого бизнеса во всех Штатах, не только на основные экономические центры США.

В задачи Администрации входят помощь в получении кредита и предоставление гарантий по кредитам предприятий, непосредственное субсидирование и кредитование малого и среднего бизнеса за счет собственного бюджета, технические и информационные услуги, а также поддержание и развитие конкурентной среды.

Администрация малого бизнеса (АМБ) предоставляет следующие программы кредитования: Программа предварительной оценки проектов финансирования -  проводится полный анализ проекта и исследуются все результаты на основании которых выпускается сертификат о соответствии проекта требованиям АМБ. Данный сертификат символизирует согласие АМБ на предоставление кредита; Программа микро - займов «7м» направлена на предоставление небольших займов новым или расширяющимся небольшим предприятиям, размер кредита приблизительно составляет 10000$. Максимальный срок кредита - 6 лет, также срок может меняется в зависимости от величины займа; Программа инвестиционных кредитов на цели развития - «504» - в рамках муниципальных образований данная программа является средством долгосрочного финансирования. Ставки по данной программе фиксированы, Фонды - участники программы являются некоммерческими организациями, созданными с целью развития экономики муниципального округа. В США насчитывается приблизительно 270 подобных инвестиционных фондов при муниципалитетах разных округов разных штатов, все они вплотную сотрудничают с Администрацией Малого Бизнеса. Общая программа гарантий по кредитам «7а» - один из самых распространённых видов финансирования малого бизнеса в Соединенных Государствах Америки. На данный момент в программе гарантирования кредитов, АМБ может гарантировать погашение государством 90% просроченной задолженности. Это обеспечивает продление сроков кредитования при выдаче банковских кредитов на срок до пяти лет, а при предоставлении прямых кредитов - до пятнадцати лет.

 Также помимо государственных программ, существуют различные центры поддержки бизнеса и развития кредитования компаний, объектом которых является поддержка трудоспособного населения, не имеющего достаточного опыта, или кого не устраивает их нынешнее положение (доход или тип работы). Целью таких центров является объединение и координирование усилий граждан и общественных организаций для поддержки развития малого бизнеса, прежде всего в тех Штатах, которые являются слаборазвитыми и где МСП имеют низкую прибыль в связи с нехваткой кредитных денег на этапе формирования их деятельности.

Конечно, в силу разнообразия экономик, опыт поддержки США сложно применить в отношении малого бизнеса в РФ, однако исследование данного опыта и возможное извлечение наиболее эффективных приемов можно будет применить к нашим условиям бизнеса, что позволит значительно усовершенствовать систему оказания помощи малым предприятиям.

Развитию предпринимательства в нашей стране препятствует множество проблем. Одной из основных является освоение малых рынков, также внедрение своего продукта в крупные региональные торговые сети. Хорошим примером решения данной проблемы послужил опыт Кировской области, где незащищенным слоям населения были выданы карточки для покупки продуктов питания, но обязательно местного производства. Данная практика была положительна как для населения (потребителя), так и для производителя. Этот опыт правительство возьмет на заметку и собирается активно его применять, что будет стимулировать региональные компании и экономику в целом. Данная ситуация реальный шанс для национальных компаний занять нишу импортных поставщиков, возможно это будет сильным стимулом для малого и среднего бизнеса.

Для того чтобы кардинально исправить ситуацию с малым бизнесом, сложившуюся в стране, необходимо создание Центробанком РФ специальных филиалов ЦБ, единственной целью которых будет предоставление долгосрочных рублевых кредитов малому бизнесу под низкий процент, а в идеале без процента вовсе, сроком минимум на девять лет. Таким образом, мы обеспечиваем создание долгих и дешевых денег для предпринимателей. В рамках этой программы предусмотрены следующие налоговые льготы: в том случае, если в новообразованной компании, получившей беспроцентный кредит, принято на работу не менее 50% безработных специалистов, то данная компания имеет право на освобождение от уплаты налогов сроком на три года; если в течение третьего года количество принятых безработных превышает 25%, то такие компании выплачивают только 50% подоходного налога в течение следующих трех лет. Последние три года обязательств по данному кредиту компания выплачивает полностью все налоги и само тело кредита.

Безусловно, данные условия невыгодны кредитным организациям, поэтому в качестве кредитора может выступить только Центральный Банк Российской Федерации, потому как частные и иные кредитные организации просто неспособны предоставить настолько низко - рентабельные условия. Фактически, мы должны признать, что данные условия являются убыточными для кредитора, но подобный подход будет иметь синергетический эффект в будущем, поскольку данная программа стимулирует активное снижение безработицы, повышение покупательской способности населения, а также рост будущих налоговых поступлений в государственный бюджет Российской Федерации.

Исследование сегодняшней направленности развития малого бизнеса в Российской Федерации говорит о том, что область среднего предпринимательства очень перспективна для инвестирования и развития в будущем. Но для этого необходима совместная работа государства и представителей МСП по созданию наиболее эффективных путей использования инвестиционных возможностей. Безусловно, требуется создание гибкой государственной политики в вопросах предоставления компаниям длинных дешевых денег. Гарантия в предоставлении займов от государства позволит не только упорядочить контроль государства за развитием малого бизнеса, но и позволит самим предприятиям быстро и рентабельно развиваться не только для себя, а также для государства и населения.

Российское правительство сосредотачивает свои усилия на оказание поддержки МСП, но на данный момент система поддержки носит фрагментарный и не вполне прозрачный характер. Для того чтобы малый бизнес процветал в этом должно быть заинтересовано государство и всячески его поддерживать, открывать для него возможности развития, например, предоставление инфраструктуры как стабильное бесперебойное электропитание и хорошую транспортную сеть (производить ремонт рельс и дорог), главное - это обеспечить предпринимателям легкий доступ к финансированию (низкие процентные ставки), разработать стабильную государственную политику, а также пересмотреть налогообложение МСП.

После роста в последние три десятилетия, мы можем сказать, что малые и средние предприятия в предстоящий период будут ключевым фактором экономического прогресса, как в развитых странах и в странах с переходной экономикой, поэтому государству необходимо финансово поддерживать МСП. Безусловно, выделив предпринимателям дешевые и длинные деньги государство РФ на этом не заработает, но в будущем малый бизнес сможет пополнить бюджет страны объемными налоговыми поступлениями и обеспечить множество безработных граждан в период кризиса рабочими местами.


Библиографическая ссылка

Манохина А.А. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: МИРОВАЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14227 (дата обращения: 20.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074