С одной стороны, гражданин - это статус, определяющий принадлежность личности к государству, а также их взаимодействие. С другой стороны, гражданин - это индивид, обладающий системой прав, обязанностей и ответственности во взаимодействии с государством. Отсюда следует, что гражданин, обладающий конституционными правами, может и должен отстаивать их, особенно в случае нарушения, а также принимать непосредственное участие в вопросах, касающихся определения собственной судьбы.
В Российской Федерации конституционно устанавливаются право участия в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей, право избирать и быть избранным, равный доступ к государственной службе и т.д. Мы сделаем акцент именно на возможности индивида самостоятельно определять пути приложения своих способностей и на реализации их в процессе управления делами государства, а также достижении им своих интересов.
К сожалению, в Российской Федерации практически отсутствует целевая реальная государственная правовая политика, ориентированная на заинтересованность в вовлечении граждан в процесс управления делами государства. [1] К механизмам, направленным на приобщение людей к процессу управления, можно отнести:
- привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;
- выдвижение и поддержку гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;
- осуществления общественного контроля за деятельностьюорганов государственной власти;
- проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов ипроектов законов субъектов Российской Федерации;
- оказание информационной, методической ииной поддержки;
- привлечение граждан, общественных объединений ипредставителей средств массовой информации кобсуждению различных вопросов ивыработки поданным вопросам рекомендаций.
Несмотря на внушительный перечень возможных инициатив и способов участия граждан в политической деятельности, большинство из них не действуют на практике.
С развитием демократических тенденций в обществе проблема участия гражданина выходит в политике на первый план. Каждый индивид является потенциальным политическим субъектом, но не все становятся таковым в действительности.
Чтобы стать субъектом политики, человек должен приобрести политические знания и опыт, выработать собственную позицию и определить свое деятельное отношение к миру политики. В то же время, принципиально важны юридические основы и гарантии свободной политической деятельности.
Общность политически заинтересованных и принимающих активное участие в политическом процессе индивидов представляет собой настоящее гражданское общество.
Обратимся к толкованию понятия «гражданское общество», которое было сформулировано Г. Гегелем и дополнено философами-марксистами. Гражданское общество предполагает, во-первых, определение потребностей индивида и их удовлетворение посредством его труда, а также удовлетворение потребностей других членов общества трудовой деятельностью. Во-вторых, сохранение свободы во «всеобщем», т.е. в обществе, защита собственности посредством правосудия. Наконец, в-третьих, предотвращение остающихся в обществе «случайностей», внимание к личности, к ее интересам, как к интересам общества с помощью полиции и корпораций.
Разумеется, речь не идет о том, чтобы свести значительно обогатившееся и расширившееся содержание гражданского общества только к гегелевской модели. Появились новые права и свободы, открытость, право на информацию, т.е. на доступ к ней и её распространение, и т.п. Необходимо отметить также и новые обязанности, например, по отношению к интеллектуальной собственности. Однако гегелевская модель как одна из первых, тщательно разработанных, также должна быть сохранена в современной концепции гражданского общества, по крайне мере в своей правовой форме - правосудие, право собственности, четкие функции полиции, свобода личности и ее разумная правовая регламентация [2] .
Американский просветитель Т. Пейн дал следующее определение: гражданское общество - это благо, а государство - неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем более оно саморегулируется и тем менее нуждается в регулировании со стороны государства, оно должно лишь обеспечивать взаимодействие различных частей общества. По мнению Пейна, объединение интересов позволяет достичь гармонии и порядка в обществе.
Для формирующегося российского гражданского общества наиболее актуальной является проблема единства. «Разрозненность и несогласованность функционирования его основных институтов признается многими исследователями главным фактором, сдерживающим его развитие». [3] «Многочисленные, но изолированные друг от друга общественные организации, некоммерческие фонды, региональные средства массовой информации вместо того, чтобы налаживать сотрудничество, действовать сообща, тем самым повышая свою значимость в обществе, зачастую конкурируют друг с другом, борются за финансирование и внимание граждан, кроме того, деструктивную работу проводят сектантские организации, прикрываясь вывеской общественной деятельности». [4]
Одной из фундаментальных основ любой демократической системы является участие граждан в общественной и политической жизни страны, которое должно «захватывать» все компоненты политической системы и гражданского общества, с одной стороны, и задавать через запросы различных групп и слоев населения основные приоритеты общественного развития - с другой. Какими бы ни были институты, демократия без «живого творчества масс» мертва. [5]
В работах американских профессоров политологии Д. Коэн и Э. Арато вполне справедливо указывается, что если из «демократического оборота» исключается непосредственное участие граждан, то о подлинной демократичности говорить уже не приходится, так как утрачивается основной критерий, позволяющий отличить подлинно демократический процесс от формального согласия. Гражданский контроль в этом случае является наиболее действенным механизмом взаимодействия с властью. Он подразумевает наличие эффективной обратной связи, которая достигается в процессе гражданского участия, т.е. активности граждан и их объединений во время принятия решений структурами публичной власти в целях реализации прав и интересов граждан или общего изменения социальной реальности [6] . Отсюда следует, что гражданское участие, цель которого - влияние на власть, - это неотъемлемая составляющая политического процесса.
Например, прямые выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации являлись непосредственным участием граждан в управлении делами государства. Однако их отмена способствовала деполитизации населения, устранению влияния граждан на политическую ситуацию в субъектах и, как следствие, к их полной отчуждённости от политики.
Назначение и отрешение от должности чиновников разного уровня гражданами могло бы стать решением проблемы эффективности обратной связи. Таким образом, отстранение должностного лица в связи с выражением недоверия населением можно назвать способом влияния на власть граждан.
Как бы то ни было, отмена первого и невозможность в связи с этим второго заставляет искать другую возможную альтернативу участия граждан в управлении делами государства. Например, это может быть совместная работа с некоммерческими общественными организациями по созданию программ и улучшению существующих проектов, направленных на решение социально важных вопросов.
[1] Широбоков С.А. Правовая мотивация взаимодействия граждан и государства в Российской Федерации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. № 1. 2012. С 55.
[2] Венгеров А.Б. Теория государства и права. 3-е изд. М. : Юриспруденция, 2000.
[3] Окатов А. В. Проблема единства общества сквозь призму социологической концепции Л. Гумпловича. // Гражданское общество в России и за рубежом. № 1. С. 13 - 16.
[4] Налетова И.В., Окатов А. В. Гражданское общество и культура: особенности взаимодействия. Тамбов : Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. С. 34-55.
[5] Давтян Д. В., Гражданский контроль в практике местного самоуправления. Экспертная оценка. // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 7. С. 23-27.
[6] Подъячев К.В. Основные формы гражданского участия в условиях современной России // URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Podyachev_osn.pdf
Библиографическая ссылка
Попова М.В. ГРАЖДАНИН КАК ПЕРВИЧНЫЙ СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14225 (дата обращения: 30.12.2024).