Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РИФМА, МУЗЫКА, МОДЕЛИ И ХИМИЯ

Рубежанская А.В 1 Дедикова Т.Г. 1
1 Кубанский государственный технологический университет
1. Дедикова Т.Г., Иванова О. Нестандартные формы проведения уроков. Конкурентный потенциал вуза в условиях рынка образовательных услуг: теория и практика отечественного опыта. Материалы научно-практической конференции 24-26 мая 2002 года. Армавир: АФЭИ, 2002. 424 с.

Использование поэтических образов, музыкального сопровождения, иллюстраций и динамических моделей способствует упрощению процесса восприятия нового материала по любой дисциплине, в том числе, при изучении химии. Особенно легко происходит восприятие нового материала при подаче его не только в динамических моделях, но и в сопровождении музыкальных, стихотворных форм [1]. Недаром первые научные трактаты – представлены в стихах. Использование таких приёмов позволяет внести в аудиторное занятие эмоциональный аспект, упрощает процесс познания. Увеличенные в миллиарды раз расстояния между частицами микромира позволяют представить модели молекул, веществ в виде удивительных строений, которые являются шедеврами из гирлянд, фантастических кружев, различных плоскостей n-мерного мира.

Известно, что в зависимости от числа электронов на орбитах, они проявляют разные свойства:

«Электронная орбита так изменчива подчас,

То она для всех открыта (демонстрируется p5);

То эгоистична и горда, тайных дум она полна-

Всех на свете отвергает, электроны все теряет

(демонстрируется s1, затем р1; d1; f1 );

Непреступные орбиты навсегда для всех закрыты

(демонстрируется s2, затем р6; d 10; f14 )».

При изучении темы «Строение вещества», как правило, демонстрируются структуры алмаза, графита, карбина, фуллирена. В каждой структуре представлены особые гибридные состояния внешних электронов углерода – причина углерода в виде разных простых веществ. Нестандартная форма передачи этого раздела способствует более лёгкому восприятию новой темы:

«Углерод по-разному гибридизованный –

Внешними электронами заколдованный.

То слоями его атомы лежат – от соприкосновения дрожат (рисунок А, графит);

То к вершинам тетраэдра оси электронных орбит устремляются,

При этом атомы углерода вечными узами соединяются (рисунок Б, алмаз).

Потоками света они управляют – ослепительно сияют;

На металле и стекле рисунки оставляют...»

Rubezhanskaya.tif

А – атомы углерода в графите; Б – атомы углерода в алмазе

Конечно, лучше всего воспринимается юмор. Пример, о способностях атома кислорода окислять другие элементы:

«Электроны мои внешние - души очень грешные -

Адский огонь они разжигают, но золото не покоряют...

Лучи магнитные, поля элитные, потенциал растёт,

Но золото, но золото свои электроны не отдаёт...»

Атом Водорода не унывает:

«Не нужны нам ни золото, ни серебро.

Кислород свои орбиты предоставит,

С ним планетой будем править...

Облаками полетим, океаны сотворим,

Росою в травы упадём,

Хрустальным льдом укроем водоём.

Жар огня мы укрощаем, вещества мы растворяем,

Равновесный баланс всему миру возвращаем».

Хорошо воспринимается музыкальное сопровождение. Например, попури инертных газов звучит на музыку и стихи известных песен:

«Эх, сколько видано, эх, перевидано...

Сколько видано, перевидано, вспомнить будет о чём...

И в Италии, и в Бразилии, и в России живём.

Всё у нас в изобилии и всё нам ни по чём.

Электронные поля – наша дружная семья –

Непреступны их орбиты – все атаки там отбиты».

Авторы надеются, что данная публикация явится началом большого диалога о игровом, эмоциональном аспекте в изучении естественных наук.


Библиографическая ссылка

Рубежанская А.В, Дедикова Т.Г. РИФМА, МУЗЫКА, МОДЕЛИ И ХИМИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13966 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674