Использование поэтических образов, музыкального сопровождения, иллюстраций и динамических моделей способствует упрощению процесса восприятия нового материала по любой дисциплине, в том числе, при изучении химии. Особенно легко происходит восприятие нового материала при подаче его не только в динамических моделях, но и в сопровождении музыкальных, стихотворных форм [1]. Недаром первые научные трактаты – представлены в стихах. Использование таких приёмов позволяет внести в аудиторное занятие эмоциональный аспект, упрощает процесс познания. Увеличенные в миллиарды раз расстояния между частицами микромира позволяют представить модели молекул, веществ в виде удивительных строений, которые являются шедеврами из гирлянд, фантастических кружев, различных плоскостей n-мерного мира.
Известно, что в зависимости от числа электронов на орбитах, они проявляют разные свойства:
«Электронная орбита так изменчива подчас,
То она для всех открыта (демонстрируется p5);
То эгоистична и горда, тайных дум она полна-
Всех на свете отвергает, электроны все теряет
(демонстрируется s1, затем р1; d1; f1 );
Непреступные орбиты навсегда для всех закрыты
(демонстрируется s2, затем р6; d 10; f14 )».
При изучении темы «Строение вещества», как правило, демонстрируются структуры алмаза, графита, карбина, фуллирена. В каждой структуре представлены особые гибридные состояния внешних электронов углерода – причина углерода в виде разных простых веществ. Нестандартная форма передачи этого раздела способствует более лёгкому восприятию новой темы:
«Углерод по-разному гибридизованный –
Внешними электронами заколдованный.
То слоями его атомы лежат – от соприкосновения дрожат (рисунок А, графит);
То к вершинам тетраэдра оси электронных орбит устремляются,
При этом атомы углерода вечными узами соединяются (рисунок Б, алмаз).
Потоками света они управляют – ослепительно сияют;
На металле и стекле рисунки оставляют...»
А – атомы углерода в графите; Б – атомы углерода в алмазе
Конечно, лучше всего воспринимается юмор. Пример, о способностях атома кислорода окислять другие элементы:
«Электроны мои внешние - души очень грешные -
Адский огонь они разжигают, но золото не покоряют...
Лучи магнитные, поля элитные, потенциал растёт,
Но золото, но золото свои электроны не отдаёт...»
Атом Водорода не унывает:
«Не нужны нам ни золото, ни серебро.
Кислород свои орбиты предоставит,
С ним планетой будем править...
Облаками полетим, океаны сотворим,
Росою в травы упадём,
Хрустальным льдом укроем водоём.
Жар огня мы укрощаем, вещества мы растворяем,
Равновесный баланс всему миру возвращаем».
Хорошо воспринимается музыкальное сопровождение. Например, попури инертных газов звучит на музыку и стихи известных песен:
«Эх, сколько видано, эх, перевидано...
Сколько видано, перевидано, вспомнить будет о чём...
И в Италии, и в Бразилии, и в России живём.
Всё у нас в изобилии и всё нам ни по чём.
Электронные поля – наша дружная семья –
Непреступны их орбиты – все атаки там отбиты».
Авторы надеются, что данная публикация явится началом большого диалога о игровом, эмоциональном аспекте в изучении естественных наук.
Библиографическая ссылка
Рубежанская А.В, Дедикова Т.Г. РИФМА, МУЗЫКА, МОДЕЛИ И ХИМИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13966 (дата обращения: 21.11.2024).