Одним из направлений по аккумулированию ресурсов для информационной образовательной среды кафедры общенаучных дисциплин Армавирского механико-технологического института и вуза в целом явилось создание модуля, служащего цели развития креативных качеств личности студентов. Авторами настоящей статьи была разработана и оформлена как объект интеллектуальной собственности «Программа для тестирования «Креативный потенциал» для студентов высших учебных заведений». Указанная программа полностью автоматизирует проведение тестирования и последующую интерпретацию одноименного бумажного теста Н.Ф. Вишняковой «Креативный потенциал» [1]. Компьютерное тестирование предполагается проводить среди студентов первого курса вуза.
После запуска программы на экране появляется окно приветствия (Рис. 1), в котором студенту предлагается ввести свое имя, фамилию и группу в соответствующие поля.
Рис. 1. Окно приветствия
Студенту необходимо дать ответы на вопросы двух субтестов «Я – реальный» и «Я – идеальный» (Рис. 2, 3).
Рис. 2. Окно первого субтеста
Рис. 3. Окно второго субтеста
Каждый субтест состоит из 40 вопросов, вопросы делятся на 8 категорий: Творческое мышление, Любознательность, Оригинальность, Воображение, Интуиция, Эмоциональность, Чувство юмора, Творческое отношение к учебе. Ответы проверяются на соответствие ключу, совпавшие с ключом суммируются по каждой категории. В результате строится лепестковая диаграмма с осями, повторяющими названия категорий, и графиками-профилями. В окне интерпретации результатов теста, в левой части размещается информация о студенте и диаграмма. В правой части формируется краткая интерпретация, представленная в виде таблицы (Рис. 4).
Рис. 4. Интерпретация результатов теста
Первоначально проверяются профили (графики) на гармоничность: чем больше замкнутые ломаные похожи на окружности и показатели по осям профиля «Я – идеальный» больше соответствующих значений профиля «Я-реальный», тем более гармоничными они являются. Самооценка определяется из сравнения таких показателей, как Творческое мышление и Оригинальность. Сравнение соответствующих показателей профилей по каждой оси диаграммы позволяет выявить резервы творческого саморазвития личности, а так же обратить особое внимание на оси, по которым показатели имеют низкие значения или же «идеальное» значение меньше «реального». Все характеристики в интерпретации в точности повторяют авторские формулировки [1].Результат тестирования должен быть сохранен, для этого стоит только нажать на экранную кнопку «Сохранить», как откроется соответствующее окно (Рис. 5). В поле имени файла автоматически появятся имя, фамилия и группа тестирующегося. Интерпретация теста сохраняется в виде файла изображения.
Рис. 5. Окно сохранения результата
Данный программный продукт имеет небольшой объем (465 Кб), не требует установки на компьютере пользователя, подходит для IBM совместимых ПК с ОС Windows 7, 8. Предназначен для построения индивидуального профиля креативности студентов высших учебных заведений, количественной и качественной оценки параметров креативности, определения креативного резерва и творческого потенциала личности. Позволяет разработать индивидуальную траекторию личностного развития студента. Может применяться в психологической практике как элемент самопознания личности, а так же как компонент портфолио студента.
Библиографическая ссылка
Мягкова Э.С., Худинин А.А. ТЕСТИРУЮЩАЯ ПРОГРАММА «КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАФЕДРЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13964 (дата обращения: 21.11.2024).