В настоящее время профориентационная деятельность на современном промышленном предприятии является важной научной практико-ориентированной задачей. Актуальность доказывается тем, что профориентационные программы, применяемые на промышленных предприятиях не отличаются разнообразием и зачастую не связаны с результатами мониторинга мотивационно-потребностной сферы работающей молодежи.
Целью работы является формирование и апробация программы профориентационной деятельности организатора работы с молодежью в условиях современного промышленного предприятия на примере ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» с учетом результатов мониторинга мотивационно-потребностной сферы молодых сотрудников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ профориентационных программ деятельности организаторов по работе с молодежью при различных учреждениях и предприятиях.
2. Сформировать диагностический комплекс процедур по выявлению мотивов и потребностей молодежи, работающей на промышленном предприятии и его апробация в условиях Группы компаний «Норильский никель».
3. Провести мониторинг и осуществить проблемный анализ структуры мотивационно-потребностной сферы молодых сотрудников промышленного предприятия на примере Заполярного филиала ОАО «ГМК «Норильский никель».
4. Разработать и апробировать профориентационную программу для молодых специалистов работающих в подразделениях ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» по совершенствованию трудовой мотивации и удержанию молодых работников на предприятиях Комбината.
Существующие программы профориентационной деятельности, реализуемые организатором по работе с молодежью в условиях промышленного предприятия знакомят учащихся (школьников 10-11 классов, студентов 4-5 курсов) с информацией о мире профессий промышленных предприятий, однако охватывают небольшую численность учащейся молодежи средних общеобразовательных школ и студентов высших профессиональных заведений.
Мы диагностировали структуру мотивов трудовой деятельности молодых сотрудников, используя разработанные Т.Л. Бадоева показатели общей удовлетворенности работой. Также провели исследование групповой сплоченности коллектива, используя методику Сишора. Мы определили мотивацию успеха и боязни неудачи личности, в коллективе используя методику А.А. Реана.
Наблюдения показали, что профориентационная работа с молодежью на промышленных предприятиях имеет следующие проблемы: коллектив имеет низкий уровень сплоченности (13%); сотрудники не имеют возможности реализовать свои творческие способности (27%); повышение квалификации находится на низком уровне (20%); мотивация к профессиональной деятельности у сотрудников является негативной (17,5%).
Для решения указанных проблем были созданы и разработаны программы их деятельности:
1. Клуб «Профвзаимодействия». Основная цель проекта – популяризация профессий предприятий «Норильский никель», повышение имиджа градообразующего предприятия, ориентация выпускников муниципальных образовательных учреждений на построение модели своей будущей профессиональной карьеры в конкретном предприятии Компании (трудовые отряды школьников; агитбригада; конкурс «Я б в рабочие пошел!»).
2. Клуб «Профмотиватор». Целью является формирование кадрового резерва рудника «Комсомольский» из числа молодых специалистов и усовершенствование практики организатора работы с молодежью (спортивный; творческий; производственно-интеллектуальный секторы).
В ходе апробации была выявлена эффективность профориентационных программ по ряду показателей: коэффициент сплоченности в коллективе возрос (55%); повысилась мотивация труда и возможность удовлетворения социальных потребностей (47%); в профессиональной деятельности молодежь стала в большей степени ориентирована на положительные мотиваторы (35%), на развитие своего профессионализма (53%), на повышение социального статуса.
В результате внедрения разработанных программ профортентационная деятельность организатора по работе с молодежью стала более системной и эффективной, что доказано качественными и количественными методами. Достоверно установлено, что молодые работники удовлетворены в реализации своих индивидуальных особенностей, проявления творчества в процессе работы, и возможностью повышать квалификацию, имеют мотивацию направленную на успех и работают в слаженном коллективе. Особенно улучшились показатели по следующим позициям, которые иллюстрируют высокие социальные потребности, связанные с профессией: реализация индивидуальных особенностей, сотрудникам нравится быть вместе, доброжелательно относятся к новичкам, с уважением относятся к мнению друг друга.
Таким образом, профориентационная деятельность организатора по работе с молодежью в условиях современного промышленного предприятия может быть наиболее эффективной.
Библиографическая ссылка
Савич О.В. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАТОРА ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13961 (дата обращения: 21.11.2024).