Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Иголкина М.В. 1 Илалтдинова Е.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина»

Дошкольное детство – особый период в жизни ребенка, когда формируется здоровье, происходит развитие личности ребенка, формируется активное освоение социального пространства. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. От того в каких условия развивается ребенок зависит его будущее. Неполные семьи составляют значительную долю населения в России – 13%, в подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве случаев в этих семьях один, реже – два ребенка. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500–600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.

Проблема воспитания детей в неполной семье являлась предметом исследования в работах В.Я. Титаренко, И.Ф. Дементьевой, А. Спиваковской, М.И. Несмеяновой, Н.В. Масляровой, Н.М. Ершовой, Е.А. Мухортовой. Изучением личностных особенностей детей из неполных семей после развода занимались Д. Видра и Г. Фигдор. Некоторые отечественные исследования посвящены отдельным сторонам полоролевого развития детей в группе детского сада Л.А. Арутюнова, Л.В. Градусова, Е.А. Кудрявцева, Н.В. Плисенко.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо и негативно отражается на воспитательном процессе. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности.

Статистические исследования свидетельствуют, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.

Отсутствие мужчины в семье особенно деформирует процесс социализации мальчиков, для которых в ней не оказывается естественной социальной модели для подражания. Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитание, лишён необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым – обеднённым, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям.

В социально-педагогической работе с неполными семьями дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 340 г. Нижнего Новгорода был выявлен ряд специфических особенностей дошкольников из неполных семей. Психосоциальное состояния детей этой группы отличается трудностями, которые испытывают дети в коммуникативной стороне общения, в различных видах деятельности совместно со сверстниками. Дети из неполных семей чувствуют себя отверженными, зачастую не видят значимость своей семьи, воспринимают свою семью ущербной, имеется потребность в эмоциональном тепле близких. Выявлен высокий уровень тревожности у 78% детей из неполных семей, высокий уровень агрессивности у 20 % детей из неполных семей. Среди детей из полных семей не выявлены случаи высокого уровня тревожности и агрессивности. У данной категории детей: средний уровень тревожности - 10 % детей и средний уровень агрессивности - 10 %. В основном у детей из полных семей выявлен низкий уровень тревожности и агрессивности.

На основе выявленных нами особенностей была разработана комплексная программа работы социального педагога с неполными семьями. В основу программы заложена целенаправленная деятельность по двум основным направлениям с двумя субъектами воспитания дошкольника в семье. Во-первых, социально-психологическая коррекция эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка и, во-вторых, социально – педагогическая поддержка родителей

Разработанная автором программа социально-психологической коррекции эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка включает: индивидуально психолого- педагогическое консультирование (беседы); тренинги для дошкольников, игротерапию. Социально–педагогическая поддержка родителей включает: индивидуальное консультирование по вопросам воспитания детей, родительский лекторий на тему «Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка»; Практикум для родителей «Как общаться с ребенком».

Авторская программа работы социального педагога с неполными семьями в ДОУ за

6 месяцев своей реализации дала позитивные результаты. В ходе социально-педагогической поддержи родителей мы увидели, что большинство – 70 % родителей, полагают, что тема семейного воспитания актуальна для них в настоящее время, и они нуждаются в помощи и не отказываются от нее. Вторичная диагностика исследования родительского отношения у родителей из неполных семей показала, что по шкале

«принятия» уровень изменился с 9 % до 15 %; по шкале «кооперация» изменений нет 80

%, по шкале «симбиоз» с 5 % до 8 %; по шкале «гиперсониализация» с 69 % до 60 % по шкале «инфантилизация» с 46 % до39 %.

Наблюдение показало улучшение психосоциального состояния детей этой группы, Система диагностических мероприятий, после проведения целенаправленной социально- педагогической работы с детьми и родителями показала снижение числа детей с высоким уровнем агрессивности с 78% до 34%,

Эффективность апробации во втором полугодии 2014 г. программы социально- педагогической поддержки неполных семей позволяет определить перспективы для ее экстраполяции на учреждения данного типа после окончания второго этапа работы, рассчитанной на 1 календарный год.


Библиографическая ссылка

Иголкина М.В., Илалтдинова Е.Ю. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13957 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674