В последние годы отмечается увеличение рождения детей с какими-либо отклонениями в развитии, которые влияют на их образ жизни, методы воспитания, особенности строения личности и возможности обучения. Для успешного восприятия программы обучения в общеобразовательных учреждениях детям с ОВЗ требуется педагог-наставник – тьютор.
80-е годы XX века стали первыми в ознакомлении России с новой профессией тьюторства, а на современном этапе в связи с увеличением инклюзивного влияния подобная индивидуальная помощь в обучении детей с ОВЗ очень популярна [4, с. 13]. Недостаток специализированных образовательных учреждений проявляется в низкой коммуникативной возможности, что способствует развитию социальной депривации у ребенка с отклонениями. Однако в общеобразовательных учреждениях учитель не может уделять внимание ребенку с особенностями больше, чем другим, поэтому тьюторство является особыми видом помощи.
Тьютор помогает ребенку успешно адаптироваться в новых условиях: свободный доступ ребенка в школу и класс, организация рабочего дня по времени в зависимости от индивидуальных особенностей [1, с. 120].
В общеобразовательных учреждениях процесс обучения тесно связан с умением взаимодействовать со сверстниками, поэтому тьютору необходимо создать благоприятную обстановку в группе, настроить эмоциональную отдачу от всех участников [2, с. 84]. Коммуникация осуществляется посредством диалога и дискуссии, где участники выражают свои мысли посредством вербальных и невербальных средств общения, а ребенок с ОВЗ учится правильно их понимать и корректно реагировать.
Тьютор выполняет определенные задачи:
1. На собственном примере показывает как правильно взаимодействовать с ребенком с ОВЗ, обучение самого подопечного взаимодействовать со сверстниками, развитие коммуникативных качеств для успешной социализации;
2. Проведение индивидуальных занятий с подопечным при не усвоении материала, отслеживание динамики обучения, создание взаимосвязи полученных знаний для успешного их применения в обыденной жизни;
3. Взаимодействие с узкими специалистами (психологами, логопедами, неврологами, инструкторами ЛФК) для продуктивного комплексного воздействия на ребенка;
4. Составление индивидуальной траектории образовательного процесса, основывающейся на особенностях здоровья и возрастных критериях ребенка с ОВЗ, использование нетрадиционных методов обучения;
5. Мотивация ребенка в пользу интереса получения знаний, применение различных стимулов, повышающих работоспособность.
Одной из главных направлений работы тьютора является индивидуальные и групповые консультации. При их помощи проводится обсуждение проблем с родителями, сверстниками и учителями, предоставление информации о патологии ребенка, его психических особенностей, способах взаимодействия с окружающей средой и окружающими людьми.
Важным критерием работы тьютора является выполнение обучения ребенка с ОВЗ самоорганизации, самостоятельности. Так же ребенок должен уметь выражать себя посредством различных увлечений, хобби, развивающие его творческие способности, воображение, мышление.
Тьюторство является важной частью современного образовательного процесса, так как реализует многие задачи, необходимые для успешного обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями. Тьютор является координатором учебной деятельности ребенка, формирования его личности, посредником между узкими специалистами и преподавателями. Зная особенности патологии ребенка, строит образовательный процесс, чтобы все полученные знания усваивались. Тьютор является посредником между ребенком с ОВЗ и окружающим миром, он помогает адаптироваться к непривычному миру, людям, формирует объективное мнение о происходящих событиях и помогает социализироваться.
Библиографическая ссылка
Махонько А.В., Истомина И.А. ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13947 (дата обращения: 21.11.2024).