Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Необходимо своевременно распознавать таких детей и выявлять социально-психологические причины существующей тревожности, так как только вовремя оказанная помощь может предотвратить развитие у тревожных детей невротических состояний и неврозов.
Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного возраста является важной задачей для педагога.
Работа с тревожным ребенком, как правило, занимает достаточно длительное время. Рекомендуется ее проводить в трех направлениях:
- повышение самооценки;
- обучение управлению своим поведением;
- снятие мышечного напряжения.
Конечно же, быстро повысить самооценку ребенка невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу, обращаться к нему по имени, хвалить даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии сверстников. При этом взрослый должен быть искренним, потому что дети остро реагируют на фальшь. К тому же ребенку обязательно нужно знать, за что именно его похвалили.
Эффективным способом научить ребенка управлять своим поведением может быть совместное со взрослым сочинение сказок и историй: это научит его выражать словами свои тревогу и страх и, как следствие, поможет преодолевать негативные аспекты его поведения и формирующейся личности. И даже если он приписывает недостатки не себе, а вымышленному герою, это позволит ребенку снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в некоторой мере успокоит его.
Эффективно при работе с тревожными детьми использовать игры, включающие телесный контакт, также полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж. При выполнении упражнений на расслабление рекомендуется использовать элементы музыкотерапии: благоприятное воздействие оказывает прослушивание «мелодии леса», «звуков природы», при этом желательно, чтобы дети принимали удобное положение и закрывали глаза.
К преодолению тревожности можно отнести разные виды деятельности:
- сказкотерапия, песочная терапия, пальчиковый театр и т.д.
- музыкальные занятия
- участие детей в играх драматизациях, сначала как зрителя, потом участника.
- психогимнастика в игровой форме. (Быстрое общее мышечное расслабление). упражнения на релаксацию и развитие воображения.
- куклотеапия
- глинотерпия
Все виды деятельности в той или иной мере степени способствуют снижению тревожности.
Сказкотерапия – это не только общение со своей собственной личностью, но и контакт с личностями других людей, так как сказочная метафора является эффективным способом выстраивания коммуникации между людьми. Этот метод идеально подходит как для детской терапии (деток от 4-х лет), так и для решения вопросов межличностных отношений в разных сферах жизни. Уникальность этого метода в том, что ребенок находится в магическом, творческом, сказочном пространстве, что позволяет ребенку выйти за рамки своего обычного восприятия и легко обнаружить неожиданные пути решения тех проблем, с которыми он обращается к педагогу. Сказкотерапия является удивительным волшебным «зеркалом», в котором преображенный внутренний и внешний мир отражается в гармонии и уникальности.
Песочная терапия – это словно сказка, в которой ребенок является волшебником или феей и может сам преобразовать текущую ситуацию, беспокоящую его. А затем, опыт построения перенести в свою реальную жизнь. Через песочницу можно увидеть внутренний мир ребенка. Работа с песком, – это и упражнения на тактильную чувствительность и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Маленький человек не всегда может рассказать взрослым о своих трудностях, а окунувшись в песок, для него это становится возможным.
Песочная терапия позволяет:
- выразить переживания, которые трудно сформулировать словами;
- открывает внутренние резервы для разрешения трудностей;
- даёт возможность пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов.
В результате курса песочной терапии проходит тревога, искажающие поведение эмоции устраняются. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие и детей и взрослых. Создавая на песке свой мир, ребёнок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать, строить новое. Это увлекательная игра, которая помогает детям учиться выстраивать отношения с внешним миром, познавать себя и выражать свои чувства.
Пальчиковые куклы – Ваши идеальные помощники в воспитании ребенка. Укоры и поучения, высказанные не малышу, а кукле, воспринимаются детьми легко и без негатива, который нередко возникает в ответ на замечания родителей. С помощью пальчиковых персонажей можно проигрывать конфликтные и проблемные ситуации: трудности в общении, ссоры, детские страхи и тревоги.
Музыкотерапия представляет собой психотерапевтический метод, в основе которого лежит оздоровительное воздействие музыки на человека. Музыкотерапия, пожалуй, одна из древнейших вспомогательных форм лечения. Ведь именно с помощью различных мелодий человек, зачастую даже не осознавая этого, снимает напряжение, успокаивается и отдыхает. Важным моментом является то, что такое лечение подходит всем и каждому — вне зависимости от возраста, пола и заболевания, здоровья или музыкальных способностей. Музыкотерапия назначается малышам с умственными или физическими проблемами. Она не только успокаивает, но и помогает устранить поведенческие проблемы. К тому же музыкотерапия способствует улучшению концентрации внимания и памяти. Для снятия эмоционального напряжения, расслабляющим действием обладают звуки фортепиано (особенно Шопен), флейты, скрипки, а также легкий вальс и звуки природы. Для снятия тревожности, помогают справиться мажорные мелодии, а народные песни и детская музыка придают ощущение безопасности. Для уменьшения раздражительности и нервного возбуждения рекомендовано слушать классику, например «Лунную сонату» Бетховена.
Игра-драматизация способствует развитию коммуникативных качеств личности, создает положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение, способствует раскрепощению личности ребенка. Во время игр-драматизаций у детей снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные предпосылки для успешного протекания обучения на всех последующих этапах образования.
Очень интересны игры – имитации. В играх дети представляют себя в различных образах: животных, растений, предметов. Всё это выражается в движении. Во время этих игр дети отдыхают, получают радость.
Тематика разнообразна, например, после лета часто предлагают тему моря. Фантазия ребят безгранична – ракушка, камень, дельфин, волна… Ребёнок показывает характерное движение для того или иного образа, а остальные отгадывают. Хочу подчеркнуть, что дети занимаются босиком, после болезни – в носках и это тоже один из нетрадиционных методов. Во время занятия ребята всё время в движении. Движение – это здоровье и полноценная жизнь.
Психогимнастика – это курс специальных занятий, упражнений, этюдов и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как познавательной, так и эмоциональной - личностной сферы. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, даёт возможность самовыражение. Психогимнастика помогает сохранить психическое здоровье ребёнка и предупреждает эмоциональные расстройства.
Куклотерапия – это комплексное воздействие на людей с помощью театральных приёмов с использованием кукол (специально разработанные психологом ситуации, игры, этюды, спектакли). С помощью кукол педагог корректирует уровень тревожности (до полного её снижения ). Куклотерапия – позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для ребенка, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор. Куклотерапия эффективно развивает нужные навыки, природные способности. Под куклотерапией понимается раздел частной психотерапии (арттерапии, использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога, врача). С помощью куклотерапии происходит изменение отношения ребенка к себе, накопление положительного эмоционального опыта, полученного при общении средствами творческого самовыражения, повышение самооценки. Использование кукол и масок позволяет ребенку моделировать различные реальные жизненные ситуации в условно-игровом плане.
Глинотерапия – это проективная методика, она помогает актуализировать на символическом уровне динамику внутреннего мира человека. Глина передает характер и эмоции человека. Вымешивание глины позволяет подумать, осмыслить, выбрать, принять решение. Процесс вымешивания глины носит терапевтический характер.
Глинотерапия позволяет отреагировать, осознать и переработать психотравматический опыт; это безопасный способ разрядки разрушительных тенденций, опирается на здоровый потенциал психики, прибегает к ресурсам, способствует бучению новым моделям поведения и развитию творчества.
Пластические материалы являются действенным средством в арт-терапии гнева, агрессии, страхов, тревожности, замкнутости. Благодаря лепке человек может научиться управлять собой. Так осмысленная лепка может научить регуляции эмоций, владению ими. Точно также человек может вылепить свое желание или идею. Рассмотреть и внести гармонизирующие изменения. Корректируя глиняную форму, человек фактически своими руками изменяет внутреннюю и внешнюю ситуацию к лучшему. И это настоящее волшебство.
Методы, с помощью которых можно снизить уровень тревожности, очень разнообразны. Хочется лишь обратить внимание на то, что в разный возрастной период дети отдают преимущество определённым методам. Если грамотно подобрать соответствующие ребёнку дошкольного возраста методы коррекции, то успех в коррекции тревожности будет гарантирован с большей долей вероятности.
Библиографическая ссылка
Суркина С.Б. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13919 (дата обращения: 21.11.2024).