Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и на практике активно разрабатывались вопросы дифференциации и профилизации обучения, интеграция содержания обучения, внедрение идеи гуманизации школьной жизни.
Все эти концепции, несомненно, важны. Но все больше специалистов принимают и активно поддерживают идею качества образования как ведущую и доминирующую.
Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет пути ее решения по- своему. Качество образования сегодня сводиться к качеству обучения. Именно обученность ребенка провозглашается главным критерием качества. И как сказал Р. Кипплинг «Образование величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».
Что же необходимо предпринимать учителю, чтобы достичь этого «наивысшего качества». Это и есть основная проблема, который стоит перед современной школой.
Кроме достижения высокого качества , общество и государство поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии, научить учиться, действовать, быть конкурентоспособной.
Но развитие личности зависит не только от внешних факторов, но и от ее собственной позиции, ее мироощущения. Большая роль в воспитании личности в системе образования отводится в частности и урокам истории.
В педагогической практике учителя истории существуют определенные трудности:
1. имея ограниченные возможности использовать полученные знания по истории вне класса, учащиеся теряют мотивацию к изучению предмета, и как следствие снижается качество знаний;
2. использование традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения приводит к снижению самостоятельности учеников.
Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться. Разрешение данного противоречия нашлось в теории проблемного обучения.
В настоящее время в обществе существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников мыслительной деятельности - одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Возникающая познавательная и мыслительная потребность вызывает и определяет познавательную активность личности в обучении, повышает качество знаний. Она является основным звеном, из которого в дальнейшем обучении развиваются познавательные и профессиональные интересы человека.
Идея проблемного обучения не нова.
Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский).
В ХХ столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием Дж. Дьюи. В работе «Как мы мыслим» американский философ, педагог отвергает традиционное догматическое обучение и противопоставляет ему активную самостоятельную практическую деятельность учащихся по решению проблем. Мышление утверждает Д.Дьюи, есть решение проблем.
Д. Дьюи обосновал психологические механизмы, способствующие решению проблемы. Он утверждает, что в основе способности учащихся решать проблемы лежит их природный ум.
Существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психологаД. Брунера. В ее основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний. Особое внимание Д. Брунер уделяет следующим вопросам:
- значение структуры знаний в организации обучения;
- готовность ученика учиться как фактор учения;
- интуитивное мышление как основа развития умственной деятельности;
- мотивация учения в современном обществе.
Общее, что сближает американских авторов, сводится к следующему: признавая целью обучения развитие логического мышления, Д. Дьюи и Д. Брунер указывают на важность проблемного подхода в обучении.
В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются, начиная со второй половины 50-х годов ХХ века. Так, виднейшие дидактики М.А. Данилов и В.П. Есипов формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения:
- вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия;
- эпизодически знакомить учащихся с методами науки;
- развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий.
Со второй половины 60-х годов идея проблемного обучения начинает всесторонне и глубоко разрабатываться. Большое значение для становления теории проблемного обучения имели работы отечественных психологов, развивших положение о том, что умственное развитие характеризуется не только объемом и количеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий. Существенное значение в развитии теории проблемного обучения имело положение о роли проблемной ситуации в мышлении и обучении. Особый вклад в разработку теории проблемного обучения внесли М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, И.А. Ильницкая.
Проблемное обучение – это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся и высокое качество знаний.
Читая статьи коллег в методических изданиях и Интернет-ресурсах об опыте использования проблемного обучения, пришла к выводу, что в руках опытного учителя проблемное обучение выступает не только как способ повышения эффективности обучения посредством активизации деятельности школьников, но и повышения их мотивации и повышения качества знаний.
В заключение хочется сказать, что успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Считаю, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.
Библиографическая ссылка
Боронина О.А. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13917 (дата обращения: 21.11.2024).