Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «В БУДУЩЕЕ ЧЕРЕЗ ПРОШЛОЕ»

Елизарова Е.Л. 1 Машевская С.М. 1
1 Шуйский филиал Ивановского государственного университета
1. Машевская С.М., Саламатина Т.А. «Детский дом – театр»: Концепция духовно-нравственного развития, воспитания и социализации детей через систему театральной деятельности // Научный поиск, 2013, №4 (2), С. 57-61.
2. Машевская С.М. Социально-педагогическое проектирование. Шуя, 2011.

Проблема духовно-нравственного развития воспитанников детских домов является неотложной. Без её решения, одним только повышением материального положения сирот, защитой их прав (что, безусловно, очень важно), нельзя поправить ситуации катастрофического роста социального сиротства в нашей стране. Молодой человек без нравственной опоры в душе не может стать полноценным супругом, родителем, гражданином, Человеком. Именно поэтому, во главу угла мы ставим духовно-нравственное развитие личности.

Социально-экономические и политические перемены последнего времени выдвинули перед образованием качественно новую общественную задачу: обеспечить каждому человеку постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование на протяжении всей жизни. Взгляд на человека, прежде всего как на производителя общественного продукта, уступает место взгляду на него как на личность с позиции культурно-исторического развития. Успешная социализация воспитанника детского дома напрямую зависит от приобретения им качеств творческой, социально активной личности, могущей активно включатся в трудовые, социальные, экономические процессы [1, 57].

Эффективность работы педагогического коллектива над этими задачами напрямую зависит от верно выстроенной системы работы, от выбора средств воспитания, обучения и развития детей.

Существенную помощь могут оказать педагогическим коллективам студенты педагогических вузов, изучающие технологию социально-педагогического проектирования [2], разрабатывая и реализуя социально-педагогические проекты на волонтёрской основе.

К ним относится наш проект «В будущее через прошлое». Детский дом, с которым мы работаем, находится в городе Шуя Ивановской области, имеющем богатую историю и славящимся своими давними традициями промышленных предприятий (мыловарение, текстильные производства, Шуйская гармонь). Славная история Шуи является важнейшим ресурсом нашего проекта.

По результатам предпроектной диагностики (анкета «Историческая Шуя») было выявлено, что 60% имеют знания о городе Шуя, 13% обладают низким уровнем знаний о своем городе, 27% вообще не обладают информацией, но хотели бы узнать. Из предложенных историко-культурных мест города Шуи дети более всего хотят посетить колокольню Воскресенского Собора, музей Константина Бальмонта, производство Старинного Шуйского мыла. Также в рамках предпроектного исследования была проведена методика Л.В. Байбородовой для выявления уровня подготовленности детей-сирот к преодолению трудностей социализации. Диагностика показала, что увоспитанников детского дома, высоко развита нравственность – 100%, 80% детей хорошо адаптируются в обществе, автономность имеет высокую степень всего лишь у 20%, и у 80% – среднюю, социальная активность имеет следующие показатели: у 40% – высокий уровень, 40% – средний уровень и 20% – низкий уровень развития этого качества.

Ведущим механизмом реализации проекта является волонтерская деятельность.

Цель проекта: приобщение воспитанников детского дома к истории города Шуя, повышение уровня знаний, привитие любви и интереса к родному краю.

Задачи:

1) Проведение предпроектной диагностики на выявление знаний детей о своем городе.

2) Разработка проекта «В будущее через прошлое»;.

3) Реализация проекта

4) Проведение итоговой диагностики. Анализ реализации проекта.

Сроки создания и реализации проекта: сентябрь 2014-март 2015

Проект рассчитан на детей из детского дома города Шуи.

Этапы проекта:

1) Подготовительный этап включает формирование команды проекта, разработку проекта, разработку анкеты, заключение договоренности с директором детского дома, проведение анкетирования и его анализ с выявлением проблем, подготовку мероприятий основного этапа.

2) Основной этап:

- виртуальная экскурсия по г. Шуя, которая даст возможность наглядно посмотреть на достопримечательностях нашего старинного города (храмы, монастыри, площади и памятники) , познакомиться с людьми, деятельность которых прославила их малую родину - Шую (поэт К.Д. Бальмонт, генерал П.Белов, артистка Мазурова Е.Я., педиатра Гундобин Н.П.).

- посещение музея даст возможность посмотреть, какой был город много лет назад;

- с помощью прогулки по городу ребята смогут пройти по знаменитым местам, о которых мы говорили;

- по завершению всех мероприятий мы предложим детям итоговое тестирование. Тем самым выявим, что для них было полезным и интересным. После всех экскурсий дети смогут изобразить на бумаге запомнившиеся моменты из мероприятия. На последней встрече дети выразят свое мнение о данном проекте.

3) На итоговом этапе планируется итоговая диагностика и анализ реализации проекта. Бизнес-план нашего проекта рассчитан на 2490,00 руб. Частично финансирование будет проходить за счёт средств детского дома, частично – финансовую помощь окажет профсоюз студентов и аспирантов Шуйского филиала Ивановского государственного университета.

В результате реализации проекта мы планируем получить следующие результаты:

- дети повысят уровень знаний о достопримечательностях города, в котором они проживают,

- дети смогут свободно ориентироваться на улицах города,

-дети реализуют свои творческие способности.

Перспективу развития проекта вы видим в дальнейшем расширении программы исторического просвещения воспитанников детского дома с вовлечением их в поисковую краеведческую деятельность.


Библиографическая ссылка

Елизарова Е.Л., Машевская С.М. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «В БУДУЩЕЕ ЧЕРЕЗ ПРОШЛОЕ» // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13910 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674